Лабораторные комплексы МПЦ-И в России и за рубежом ( журнал "Автоматика. Связь. Информатика", №9, 2014)

Разработанные ЗАО НПЦ «Промэлектроника» системы функционируют на магистральных железных дорогах и десятках крупнейших промышленных предприятиях России, стран ближнего и дальнего зарубежья. С расширением географии внедрений потребность в обучении специалистов хозяйств автоматики и телемеханики работе с новыми микропроцессорными системами становится все более насущной.

В июле 2014 г. в Тынде в рамках программы празднования 40-лет-него юбилея Байкало-Амурской магистрали состоялось торжественное открытие учебного центра профессиональных компетенций Дальневосточной дороги, в котором будут готовить специалистов по 14 железнодорожным профессиям. В новом учебном центре размещены различные лабораторные стенды для изучения работы эксплуатируемых на дороге устройств. В их числе стенд, позволяющий осваивать функции системы микропроцессорной централизации стрелок и сигналов МПЦ-И, разработанный специалистами ЗАО НПЦ «Промэлектроника». Это уже второй лабораторный комплекс МПЦ-И, установленный на Дальневосточной дороге. Потребность в обучении специалистов очень высока, ведь сегодня более десяти станций и разъездов Северного широтного хода оборудованы современной микропроцессорной централизацией МПЦ-И.

Лабораторный комплекс предназначен для ознакомления специалистов СЦБ предприятий железнодорожного транспорта и студентов вузов с принципами работы системы МПЦ-И. Комплекс представляет собой макет станции, имеющей три стрелки и два приемоотправочных пути.

Во время обучения моделируются реальные функции системы: установка и размыкание маршрутов, открытие сигналов, перевод стрелок, прием поезда на станцию, а также поиск и устранение возможных неисправностей.

Лабораторный стенд МПЦ-И позволяет осваивать возможности индикации диагностической информации, а также интерфейсов АРМ дежурного по станции и АРМ электромеханика, с помощью которых отображается текущая поездная обстановка, просматривается архив исполненных действий.

В рамках лабораторного изучения системы МПЦ-И реализованы: имитация прохода подвижного состава по станции, управление устройствами СЦБ при поездной и маневровой работе, масштабирование системы, подключение и интеграция смежных систем (автоматической блокировки, полуавтоматической блокировки, переездной сигнализации и др.), задание неисправностей аппаратных средств микропроцессорной централизации с целью отработки алгоритма поиска отказов, мониторинг работы с АРМ на всех компьютерах лабораторного комплекса.

В основной состав лабораторного комплекса МПЦ-И входит следующее оборудование: шкаф управляющего контроллера централизации, статив с релейно-контактным интерфейсом, пульт-имитатор, автоматизированное рабочее место электромеханика, автоматизированное рабочее место дежурного по станции.

Структурная схема лабораторного стенда представлена на рисунке.

На рисунке приняты следующие обозначения: АРМ ШН – автоматизированное рабочее место электромеханика, АРМ ДСП –автоматизированное рабочее место дежурного по станции, ШТК – телекоммуникационный шкаф, УКЦ – управляющий контроллер централизации, КЦ – контроллер централизации, БУСО – блок устройств сопряжения с объектом.

В зависимости от требований заказчика в качестве устройства электропитания в учебном комплексе можно использовать систему гарантированного питания СГП-МС либо упрощенный вариант устройства питания, обеспечивающий требуемое напряжение 220 В.

Для имитации состояния стрелок, участков пути, участков удаления/приближения применяется пульт управления, на котором располагаются тумблеры. При включенном тумблере замкнут фронтовой контакт реле, при выключенном – тыловой контакт.

Лабораторный комплекс МПЦ-И предусматривает организацию АРМ ДСП и АРМ ШН.  АРМ ШН предоставляет возможность электромеханику просматривать диагностическую информацию и архив исполненных действий МПЦ-И.  АРМ ДСП обеспечивает ввод команд управления со стороны оператора и визуальное отображение данных, получаемых в ходе реализации процессов управления, а также отображение результатов диагностирования технических средств системы.

Основное окно АРМ ДСП состоит из следующих элементов. Оконное меню служит для подачи команд управления, настройки программы и выбора дополнительного сервиса. Инструментальная панель содержит (дублирует) наиболее часто выбираемые команды оконного меню в виде кнопок для более простого и быстрого доступа к ним пользователя. Панель закладок позволяет отображать несколько различных участков, названия которых появляются в виде закладок. При их выборе показываются соответствующие мнемосхемы. Мнемосхема условно делится на две части. На масштабируемой части в виде условно-графических изображений нанесено путевое развитие станции, перегона или другого технологического участка.  Масштаб изображения может меняться по команде пользователя для удобства работы с мнемосхемой.  На немасштабируемой части, как правило, наносятся элементы управления и диагностики (например, групповые кнопки отмены маршрутов и искусственного размыкания, индикаторы рода и направления установленного маршрута, диагностическая информация и др.).  Полоса статуса программы – специализированное место, где можно посмотреть и изменить текущий масштаб, посмотреть текущее время, а также получить подсказки о назначении какого-либо элемента программы.

Учебно-методические материалы к курсу «Эксплуатация микропроцессорной централизации стрелок и сигналов МПЦ-И» подготовлены разработчиками и специалистами сервисного центра НПЦ «Промэлектроника».  Длительность курса составляет 36 академических часов, 12 из которых отводится лекциям, 24 – практическим занятиям.  Занятия проводят преподаватели из штата учебного центра, предварительно проинструктированные специалистами НПЦ «Промэлектроника».  При успешном прохождении итогового тестирования учащиеся получают удостоверение о повышении квалификации.  Применение эффективных способов обучения эксплуатационного персонала работе с новыми микропроцессорными системами, таких как лабораторные комплексы – одна из составляющих успешной работы специалистов хозяйства автоматики и телемеханики.

Оригинальную версию материала можно посмотреть здесь

We use cookies

By using the website, you agree to the policy statement regarding the processing of personal data for the purpose of collecting analytics

OK