В конце ноября состоялся ввод в постоянную эксплуатацию трех станций Дальневосточной железной дороги, оборудованных микропроцессорной централизацией стрелок и сигналов МПЦ-И — разъезд Мули, Новый Кузнецовский и Блок-пост 197 км.
Это еще один важный этап в сотрудничестве НПЦ «Промэлектроника» и Дальневосточной железной дороги. Данные объекты строились в рамках большого проекта по строительству нового Кузнецовского тоннеля, открытие которого позволит значительно повысить пропускную способность участка Комсомольск-на-Амур – Советская Гавань, поднять скорость движения и весовые нормы поездов.
Традиционно, в газете «Дальневосточная магистраль» вышел большой репортаж о подготовке объектов железнодорожной инфраструктуры к открытию нового тоннеля. Предлагаем вашему вниманию этот материал.
Вторая станция у тоннеля
На реконструированном участке дороги Оунэ – Высокогорная идет сдача в эксплуатацию пусковых объектов. Работает приемочная комиссия ОАО «РЖД». В первые дни ее работы на новом участке побывал наш корреспондент, чтобы дать представление читателям о происходящих событиях.
На железнодорожной станции Новый Кузнецовский, одном из пусковых объектов реконструированного участка дороги Оунэ – Высокогорная, закончены пусконаладочные работы с введением в эксплуатацию микропроцессорной централизации (МПЦ-И). Вместе со станцией Мули, запуск которой был произведен неделей раньше, новая станция будет обеспечивать движение поездов через новый Кузнецовский тоннель.
Пусконаладочные работы по вводу МПЦ-И вели специалисты Высокогорненской дистанции сигнализации, централизации и блокировки, обеспечивающие на данном участке магистрали работу технических средств автоматики и телемеханики. Им помогали осуществлять ввод микропроцессорной централизации коллеги-электромеханики, прибывшие из Спасска-Дальнего, и специалисты ЗАО «НПЦ «Промэлектроника» (Екатеринбург).
— Оборудование микропроцессорной централизации — это продукт нашей компании, — говорит заместитель начальника сервисного центра по Дальневосточному региону ЗАО «НПЦ «Промэлектроника» Александр Карякин, — потому мы здесь: консультируем, контролируем правильность ее установки.
Система МПЦ-И имеет ряд преимуществ перед электрической централизацией. Она наглядно отображает поездное положение на станции, состояние объектов контроля и управления, выводит на экран монитора различные сообщения о ходе технологического процесса. Еще одно важное ее преимущество — протоколирование действий эксплуатационного персонала и архивирование данных. С ее помощью в любой момент можно будет посмотреть запись поездной ситуации за определенный период времени.
— Для нас и электромехаников Высокогорной это уже не первая железнодорожная станция на участке от Комсомольска-на-Амуре до Советской Гавани, где была смонтирована МПЦ И, — продолжает рассказ Александр Карякин. — В течение трех лет ею оборудованы станции Удоми, Дакка, Людю, Дайчи, Тудур, Хокайти, Эльдиган, Мули. И вот последняя из них – Новый Кузнецовский.
Новая станция — своего рода венец всей работы, связанной с выполнением проекта «Реконструкция участка Оунэ – Высокогорная со строительством нового Кузнецовского тоннеля». Значительную часть финансирования этого проекта взяло на себя государство в лице Федерального агентства железнодорожного транспорта. Агентство в момент пусковых работ представлял руководитель названного проекта Олег Туманян.
— Станция Новый Кузнецовский благодаря заработавшему на ней оборудованию будет технологически задействована не только в процессе обеспечения движения поездов по тоннелю, — сказал Олег Николаевич, — но и в движении поездов на всем реконструированном участке Оунэ – Высокогорная. Вместе с другими станциями — Косграмбо, Оунэ, Мули, Высокогорная, — завязанными в единый технологический процесс, она будет обеспечивать продвижение поездов через самую высокую точку на этом участке железнодорожной магистрали – через Кузнецовский перевал.
Новый Кузнецовский — станция пятого класса. Согласно принятой железнодорожной терминологии, в технологическом плане она является разъездом.
Сроки пришлось отодвинуть
Как и планировалось, приемочная комиссия ОАО «РЖД» под председательством главного инженера Дальневосточной железной дороги Владимира Крапивного приступила к осмотру пусковых объектов участка в начале третьей декады ноября. В состав комиссии, помимо руководителей служб дороги, вошли также руководители генерального подрядчика стройки — ОАО «СТРОЙ-ТРЕСТ» и заказчика — Дирекции по комплексной реконструкции и строительству объектов железнодорожного транспорта (ДКРС).
Свое первое предварительное заседание перед началом поездки по пусковым объектам комиссия посвятила наличию и подготовке документации. Докладывали сначала строители, потом руководители служб дороги. Общий итог разговора оказался неутешительным: значительную часть документации для передачи к приезду комиссии строители подготовить не успели. Поэтому сроки передачи документации пришлось уточнять.
Потом комиссия отправилась на объекты. Ожидалось, что строители выполнят такой объем работ, который, пусть даже при некоторых недоделках, позволит в целом говорить о возможности начала поездного движения по реконструированному участку Оунэ – Высокогорная через новый Кузнецовский тоннель. Именно на это настраивались строители, обещая устранить недоделки согласно гарантийным письмам, которые они намерены были подготовить. Гарантию устранения недоделок подтвердил генеральный директор ОАО «СТРОЙ-ТРЕСТ» Михаил Гутников.
— У нас есть весомые финансовые рычаги, чтобы заставить любого подрядчика выполнить свои обязательства, – сказал Михаил Васильевич.
Комиссия в ходе объезда столкнулась не просто с недоделками, а с фактами, которые указывали, что пока по данному участку проводить грузовые и пассажирские поезда согласно техническим требованиям нельзя.
Ситуацию прошу разъяснить заместителя начальника Комсомольского центра организации работы железнодорожных станций Андрея Шарымова. Тот в моем блокноте эскизно рисует участок со всеми его станциями и путями и жирно подчеркивает те места, которые еще не готовы. В «подчеркнутых», обращаю внимание, — объекты путевого хозяйства.
– Не выдерживается одно из главных условий сдачи участка, — объясняет Шарымов,nbsp;— грузовые поезда по всему участку, по всем его путям должны двигаться со скоростью не менее 60 км в час. А на «подчеркнутых», где путь нужно еще обустраивать, проехать можно только со скоростью 10 км в час…
В ходе первых дней работы комиссии был выявлен также ряд негативных моментов в ходе строительства, которые имели отношение к безопасности движения. Один из них касался непосредственно самого проезда через построенный тоннель. Здесь перед самым приездом комиссии вышел из строя так называемый щелевой кабель, обеспечивающий поездную радиосвязь. Из-за осадки грунта его растянуло и разорвало в нескольких местах.
Встал вопрос: можно ли без этого кабеля гарантировать надежную связь между локомотивной бригадой, которая ведет поезд, и локомотивной бригадой, работающей на толкаче, если обе они окажутся уже внутри тоннеля? Ведь обе бригады должны работать синхронно. Иначе недолго до аварийной ситуации.
— Нет, в данном случае надежную связь для локомотивных бригад я гарантировать не могу, — ответил на этот вопрос начальник Комсомольского регионального центра связи Александр Тринадцатко. — Кабель необходимо восстановить.
Для восстановления кабеля, однако, потребовались муфты, заказать которые предполагалось в Финляндии. И выходило так, что и ремонт кабеля — дело не одного дня.
Руководители служб дороги указали еще на целый ряд недочетов по сдаче строительных объектов. Было также обращено внимание руководителей стройки на то, что их коллективы ведут работы не в таком напряженном графике, как это хотела бы видеть комиссия. Им было предложено проводить штабы через каждые шесть часов, а работу строителей организовать круглосуточно. И в конце вечернего совещания большинство членов комиссии пришли к выводу, что строителям необходима минимум еще неделя, чтобы устранить указанные замечания.
— Очередное заседание комиссии состоится 27 ноября, — подвел итог этому непростому разговору председатель комиссии Владимир Крапивный.
Как стало известно, приемочная комиссия продолжила работу в последние дни ноября. Многие вопросы, которые были подняты ею в первый приезд, сейчас решены. Но, конечно, первоначальные сроки, намеченные по сдаче участка, – отодвинулись. Перенесено на более поздний срок и торжественное открытие участка вместе с построенным тоннелем.
Новые станции уже в работе
Рабочий персонал станций Мули и Новый Кузнецовский приступил к своим обязанностям еще до того, как здесь были выполнены пусконаладочные работы. Перед этим большинство дежурных по станции прошли обучение в Комсомольском учебном центре.
На станции Новый Кузнецовский одними из первых свои рабочие места заняли дежурная Анна Ткачук и ее начальник Марина Цымбаева. Они уже несколько недель задействованы в обеспечении движения через тоннель. Пока лишь речь идет о движении хозяйственных поездов, мотрис, строительной техники. Одновременно на станции прорабатывают технологию перевозочного процесса, связанного с движением на участке грузовых и пассажирских поездов.
Одно из отличий перевозочного процесса на новом участке в том, что грузовые поезда здесь будут проходить значительно чаще, чем ходят сейчас в направлении от Комсомольска до Ванино. С 2008 по 2012 год с вводом новых раздельных пунктов и реконструкцией станций пропускная способность направления Комсомольск-на-Амуре – Ванино возросла с 16 до 24 пар поездов в сутки.
С вводом участка Оунэ – Высокогорная, нового Кузнецовского тоннеля и строящихся в настоящее время других раздельных пунктов уже в начале 2013 года возможно будет довести пропускную способность этого направления до 29 пар поездов. Возрастет и вес поездов – до 5600 тонн.
Своими руками
На этой стройке коллективы железнодорожников побывали в роли не только эксплуатационников, принимающих оборудование после монтажа. Некоторые из них сами монтировали и производили пусконаладочные работы. К таким, в частности, относится коллектив электромехаников Комсомольского регионального центра связи (РЦС).
Поджимающие сроки ввода объектов — станций Мули и Новый Кузнецовский — просто вынудили электромехаников высокогорненского участка РЦС приступить к монтажу оборудования для обеспечения радийной связи. Ведь если ждать кого-то со стороны, можно было потерять время. А оно в предпусковой период на вес золота. Поэтому, как только было получено необходимое оборудование, электромеханики приступили к его монтажу и выполнили эту работу полностью.
– Начиная со стоек, все смонтировано нашими руками, — говорит электромеханик РЦС Анатолий Дубров. — Осталось только отрегулировать связь.
Коллектив одним из первых доложил приемочной комиссии о выполненном задании. Радиосвязь, та, которая зависела от электромехаников РЦС, теперь есть на всем участке от Оунэ до Высокогорной.
Оригинальную версию материала вы можете посмотреть здесь.