На Восточном экономическом форуме в начале сентября этого года президент Российской Федерации Владимир Путин официально дал старт работе Тихоокеанской железной дороги (ТЖД), которую называют первой частной железной дорогой в современной России.
Стоит отметить, что в тестовом режиме дорога начала работу еще в ноябре 2024 года: масштабный и амбициозный проект реализован почти полностью в рекордные два года. Строительство ТЖД изначально нацелено на повышение конкурентоспособности сибирско-дальневосточной транспортной системы, а также разгрузку морских портов в районе Ванино и Советской Гавани.
Эта железная дорога в Якутии, построенная на частные инвестиции, соединяет Эльгинское угольное месторождение с портом Эльга на берегу Охотского моря в Хабаровском крае. Эльгинское угольное месторождение – самое крупное в России месторождение высококлассного угля с низким содержанием серы и фосфора.
ТЖД – очень извилистая, что обусловлено тяжелыми горными условиями, общая протяженность дороги составляет 531 км. Укладка путей производилась сразу с двух сторон – со стороны Охотского моря и со стороны угольного месторождения, и не останавливалась даже в сильные морозы (здесь температура может опускаться до -72 °С). Из-за схожих условий и масштаба строительства Тихоокеанскую железную дорогу часто сравнивают с БАМом. Кстати, ТЖД соединена с Байкало-Амурской магистралью подъездной веткой Улак – Эльга. Всего на Тихоокеанской железной дороге в настоящее время построено 18 разъездов и 1 станция. Также на стадии строительства находится станция Порт Эльга.
Масштабный проект реализован силами почти 4 000 специалистов. Научно-производственный центр «Промэлектроника» тоже стал частью грандиозного строительства – нашими устройствами оборудовано 215 км железной дороги. Ведутся работы по оснащению еще нескольких участков, предусмотрено оборудование автоматическими блокпостами.
Контроль и управление работой напольных объектов СЦБ (стрелок и светофоров) на разъездах с 6Т по 13Т, а также на Станции 1 выполняет микропроцессорная централизация МПЦ-И. Сигналы о свободности/занятости участков пути датчики ДКУ-М передают напрямую в шкаф телекоммуникационный ШТК через устройство сопряжения с каналами связи УСКС-М. Этот универсальный контроллер обеспечивает безопасную передачу информации со счетных пунктов на устройства МПЦ-И и заменяет целый шкаф системы счета осей.
На Станции 1 установлено автоматизированное рабочее место поездного диспетчера АРМ ДНЦ. С его помощью диспетчер управляет стрелками и светофорами на разъездах с 6Т по 13Т. Также на Станции 1 с автоматизированного рабочего места АРМ ДСП организовано управление разъездами с 10Т по 13Т, а на разъезде 7Т – с 6Т по 9Т. Ввиду отсутствия какой-либо инфраструктуры и возможности строительства капитального здания все оборудование СЦБ размещено в мобильных контейнерных модулях.
Передача информации и коммуникация между устройствами организована по волоконно-оптической линии связи, а также через спутник. В случае обрыва кабеля связь автоматически поддерживается по спутниковому каналу.
Тихоокеанская железная дорога – значимый для страны проект, который реализуется в условиях вечной мерзлоты, сложного горного рельефа и отсутствия какой-либо инфраструктуры. Но человеческая воля и целеустремленность покорили суровый край.