Централизованное управление на станциях. ("Промышленный транспорт Урала", №7/2008)

 

К работам над созданием системы микропроцессорной централизации стрелок и сигналов научно-производственный центр «Промэлектроника» приступил в 1998 году, а уже в 2001 был получен готовый опытный образец МПЦ-И первого поколения. С тех пор система быстро развивалась, и сейчас широко внедряется МПЦ-И уже третьего поколения.

МПЦ-И представляет собой систему централизованного управления напольными объектами (стрелками, светофорами, переездами и т.п.) на станциях, которая предназначена для организации безопасного  движения поездов и автоматизации управления перевозочным процессом. Система разработана в соответствии с российскими требованиями безопасности и является одной из наиболее компактных и энергетически эффективных МПЦ. Благодаря своим коммуникационным качествам МПЦ-И позволяет интегрировать в себя смежные системы железнодорожной автоматики (диспетчерскую централизацию, системы удаленного мониторинга, полуавтоматической и автоматической блокировки), может использовать современные сети передачи данных. Заложенные в МПЦ-И схемные, программные и конструктивные решения позволяют минимизировать стоимость внедрения и эксплуатационные расходы. Как показывает практика, применение микропроцессорной централизации стрелок и сигналов выгодно не только на сети дорог магистрального транспорта, но и на подъездных путях промышленных предприятий.

Комплекс программных и аппаратных средств МПЦ-И включает в себя следуюшие основные элементы:
— Сердце системы — управляющий контроллер централизации (УКЦ) обеспечивает безопасность движения поездов и выполняет все технологические функции централизации, сигнализации и блокировки. Структура МПЦ-И позволяет неограниченно наращивать количество УКЦ и управлять станциями с любым количеством стрелок.
— Резервируемые автоматизированные рабочие места (АРМ) дежурного по станции и электромеханика СЦБ создают удобный интерфейс, упрощая управление поездной работой и создавая наглядное восприятие информации.
— Телекоммуникационный шкаф (ШТК) обеспечивает работу всех АРМ на станции, а также предоставляет возможность простой увязки с любой из внешних систем диспетчерского управления и мониторинга с соответствующим разграничением доступа. ШТК отвечает за информационную безопасность, протоколирование и архивирование работы оборудования и действий персонала.
— Аппаратура контроля свободности участков пути и интерфейсные реле, коммутирующие линейные цепи стрелок и сигналов. Релейный интерфейс используется в качестве дополнительной защиты от перенапряжений со стороны поля.
— Система гарантированного электропитания снабжает качественным бесперебойным питанием всех потребителей на станции, включая требовательные микроэлектронные устройства.

Немаловажен еще один элемент, по которому пользователи судят о системе — вычислительный комплекс МПЦ-И. Он представляет собой набор из более чем 15 унифицированных программ, каждая из которых предназначена для решения своей задачи. Эти компоненты складываются в законченные функциональные комплексы. Подобное построение вычислительного процесса позволяет спроектировать информационную систему любой сложности — от минимально необходимой конфигурации с двумя АРМами до сложной иерархии с удаленным доступом, объединением зон управления, организацией единых диспетчерских пунктов.
Наряду с типовыми (для данного вида систем железнодорожной автоматики и телемеханики) способами обеспечения безопасности в МПЦ-И заложен ряд дополнительных мер, обеспечивающих повышенные показатели безопасности.
Высока аппаратная экономичность МПЦ-И: один шкаф УКЦ может обеспечить управление станцией до 35 стрелок, каждый последующий управляет еще 45 стрелками, и общее количество не ограничено. По количеству реле на стрелку МПЦ-И тоже очень экономична. Типовая релейная ЭЦ требует 110-115 реле, релейно-процессорная — 30-40, типовые микропроцессорные — 20-25, МПЦ-И — 6-8 для станций промтранспорта.
Для большинства систем МПЦ на проектирование программы логики централизации требуется длительное время (порядка 1-3 месяцев) и высокая квалификация проектировщиков. Инженеры НПЦ «Промэлектроника» реализовали возможность проектирования станции при помощи расстановки унифицированных программных блоков по плану станции. Срок проектирования программы для станции в 30 стрелок силами одного обученного специалиста со средней квалификацией, вооруженного специально разработанной системой автоматического проектирования (САПР), составляет 1-2 недели.

Аппаратура МПЦ-И разработана с учетом мировых тенденций развития электроники, системотехники, программного и конструктивного обеспечения, чтобы обеспечить систему большим запасом морального и технического старения. Система микропроцессорной централизации, разработанная НПЦ "Промэлектроника", имеет сертификат соответствия ГОСТ Р, принята в постоянную эксплуатацию и рекомендована к тиражированию на ОАО "РЖД".

Сейчас МПЦ-И работает на Горьковской, Свердловской и Южно-Уральской железных дорогах, ею оборудованы станции на таких промышленных предприятиях России, как ОАО «Северсталь», ОАО «Западно-Сибирский металлургический комбинат», ОАО «Апатит», ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», ОАО «Норильский никель».
____________________________________________________________________________________

Немногим более года назад была введена в эксплуатацию микропроцессорная централизация стрелок и сигналов МПЦ-И на станции Нижнесергинская Свердловской железной дороги. О том, как повысился качественный уровень эксплуатационной работы станции с внедрением этой системы рассказывает Анна Борисовна Алабушева, исполняющая обязанности начальника станции:
— Работа на станции улучшилась на сто процентов. Если раньше маневровая работа ложилась на плечи стрелочников, то сейчас стрелками управляет автоматика, и на поле только локомотив.
Конечно, с введением централизации произошли значительные улучшения в плане безопасности движения и охраны труда. Раньше та же стрелочница могла подготовить враждебный, или режущий маршрут. Это значит — подключила несоответствующую пару стрелок и дала локомотиву отмашку — «проезжай». В результате локомотив мог взрезать стрелку.  Сейчас по командам дежурной по станции, которые она вводит с помощью компьютерной мышки, система сама установит все стрелки по маршруту и откроет светофор – безопасность движения поездов не будет нарушена. Сбои в работе системы случались лишь пару-тройку раз, но специалисты Промэлектроники всегда нас выручали. Они постоянно курируют работу МПЦ-И, приезжают, работают в модулях. Хотелось бы, чтоб и три оставшиеся на ручном управлении стрелки также были подключены к общей системе.


Знаменитой «Магнитке» посчастливилось первой испытать микропроцессорную централизацию стрелок и сигналов в действии. Вот что говорит Константин Анатольевич Жилин, начальник участка СЦБ ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат»:
— МПЦ-И обеспечивает безопасность точно так же, как и устройство электрической централизации. Но аппаратура МПЦ-И очень компактна, поэтому ее обслуживание значительно менее затратно по времени. Система достаточно надежна в эксплуатации, особенно последняя ее версия, установленная в апреле 2007 года на станции Северная. Если в первой версии системы на станции Тонкий лист (МПЦ-И внедрена в 2001 году) нам пришлось заменить около 4 узлов (плат), то на Северной мы ничего не меняли. Единственный острый вопрос касается системы устройства согласования с объектом. Иногда возникают проблемы при передаче информации от компьютера к объекту. Однако виноваты в этом могут быть условия эксплуатации, в частности, высокая температура в релейной.
Конечно, внедрение МПЦ-И упростило работу диспетчера. На самом деле гораздо удобнее работать компьютерной мышкой, чем пальцами жать кнопки на пульте-манипуляторе. Одним словом, мой опыт работы с системой, разработанной Промэлектроникой, положительный. Я за то, чтобы и более крупные станции, с большим количеством стрелок, переходили на микропроцессорную централизацию.


оригинальную версию материала можно посмотреть здесь

We use cookies

By using the website, you agree to the policy statement regarding the processing of personal data for the purpose of collecting analytics

OK