Системы железнодорожной автоматики и телемеханики (комплекс ЖАТ)

Системы железнодорожной автоматики управляют устройствами сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ), а системы телемеханики контролируют их работу. Общепринятые сокращения – системы ЖАТ или СЖАТ.

Системы ЖАТ обеспечивают безопасность и необходимую пропускную способность железных дорог, они предназначены для автоматизации процессов управления движением поездов, а также для повышения производительности и эффективности труда эксплуатационного персонала.

В истории развития систем СЦБ выделяют несколько этапов в зависимости от изменения их элементной базы:

  • 1870-1930 гг. – механические системы;
  • 1930-1960 гг. – релейные системы;
  • 1960-1980 гг. – полупроводниковые системы;
  • 1980 г. – начало разработки микроэлектронных, микропроцессорных и компьютерных систем.

В развитии систем ЖАТ первым этапом было ручное управление – стрелочник вручную переводил существующие на тот момент устройства СЦБ. Этот этап сменился механическим. Ему на смену пришла электрическая централизация, в которой использовались возможности электрического тока. В блочной маршрутно-релейной централизации реле располагались в функциональных блоках, что существенно экономило трудовые ресурсы. В настоящее время всё активнее используются микропроцессорные системы, за счет которых существенно экономится место, упрощается обслуживание оборудования.

Надежность микропроцессорных систем состоит в том, что при их использовании на качество работы оборудования в меньшей степени влияет человеческий фактор.

We use cookies

By using the website, you agree to the policy statement regarding the processing of personal data for the purpose of collecting analytics

OK