Безрелейная автоматическая переездная сигнализация МАПС-М (журнал "Автоматика. Связь. Информатика", № 5, 2014)

 

Ключевые слова: переездная сигнализация, контроль приближения и логики проследования поезда, диагностическая информация.

В апреле 2014 г. на переезде перегона Шаля – Сарга Свердловской дороги введена в опытную эксплуатацию автоматическая переездная сигнализация МАПС-М, разработанная специалистами ЗАО «НПЦ «Промэлектроника». Создание этой системы является первым этапом программы реализации безрелейного комплекса автоматической переездной сигнализации, который управляет устройствами СЦБ на переездах всех категорий.

МАПС-М предназначена для применения на переездах, расположенных на однопутных или двухпутных перегонах, оборудованных любыми системами интервального регулирования движения поездов.

Основные преимущества МАПС-М – полное отсутствие релейной аппаратуры, требующей планового периодического обслуживания в контрольно-измерительных пунктах; высокая степень защиты от грозовых и коммутационных перенапряжений. Предоставление расширенной диагностической информации и ведение архива полученных данных позволяют выявлять предотказные состояния и сокращают время на поиск и устранение неполадок. Вся технологическая информация о функционировании системы МАПС-М, а также о свободности/занятости контролируемых участков отображается на сенсорной ЖК-панели со встроенным удобным интерфейсом.

Структура и принцип действия МАПС-М

Общая структурная схема двухпутного переезда, оборудованного МАПС-М, имеет следующие структурные узлы: устройства контроля приближения и логики проследования, управления переездной сигнализацией, электропитания, устройство индикации и архивирования. Устройства контроля приближения и логики проследования подают извещения на аппаратуру управления переездной сигнализацией при приближении поезда к зоне действия МАПС-М по любому из контролируемых путей независимо от их специализации. Извещение снимается при проследовании хвостом поезда зоны переезда и свободности участков извещения на всех контролируемых путях. Участки пути в зоне действия системы МАПС-М контролируются посредством счетных пунктов (СП), которые устанавливаются непосредственно на железнодорожных путях. Если переездные светофоры имеют бело-лунный огонь, который включается после проследования хвоста поезда на расстояние не менее 150 м от места пересечения, то устанавливаются дополнительные счетные пункты с двух сторон на заданном расстоянии от места пересечения.

При наличии/отсутствии извещения, поступающего от аппаратуры контроля приближения и логики проследования, а также при наличии/отсутствии команды на закрытие переезда, идущей со станции, аппаратура управления переездной сигнализацией формирует сигналы управления исполнительными устройствами.Устройства оптической сигнализации подключаются через силовые блоки управления огнями. В качестве устройств оптической сигнализации можно применять светодиодные светофорные головки или линзовые комплекты с лампами. Аппаратура управления переездной сигнализацией также контролирует исправность всех устройств МАПС-М и формирует диагностическую информацию о техническом состоянии системы, оценивающую способность формировать сигнал, который запрещает движение транспортных средств через переезд. Сформированная информация поступает дежурному ближайшей железнодорожной станции или поездному диспетчеру (на участках с диспетчерской централизацией).

Устройство индикации и архивирования непрерывно получает расширенную диагностическую информацию от аппаратуры управления переездной сигнализацией и аппаратуры контроля приближения и логики проследования. Устройство отображает всю необходимую информацию о текущем состоянии узлов системы и позволяет обслуживающему персоналу осуществить быстрый поиск неисправности в случае ее возникновения. Информацию о работе устройств МАПС-М можно хранить благодаря функции ведения системного журнала.

Аппаратура электропитания формирует резервированное бесперебойное электропитание всех узлов МАПС-М и исполнительных устройств переездной сигнализации. Эта аппаратура получает электропитание от основного фидера, а в случае его отключения автоматически переключается на резервный фидер. При этом постоянно контролируется наличие и качество электропитания каждого фидера. Аппаратура электропитания имеет два независимых выхода с напряжением 12 В постоянного тока. К каждому из выходов в буферном режиме подключена отдельная аккумуляторная батарея, которая в случае отсутствия обоих фидеров электропитания на входе МАПС-М гарантирует бесперебойную работу устройств.

Эксплуатационная готовность

Вся аппаратура МАПС-М собрана в шкафу «евромеханика» (рис. 2), что обеспечивает высокую заводскую готовность и требует минимальных монтажных работ на объекте.

При строительно-монтажных работах на переезде к МАПС-М подключаются основной и резервный фидер электропитания, исполнительные устройства переездной сигнализации и напольные устройства счета осей. Для организации диагностики трансляции команды закрытия переезда со станции осуществляется увязка со станцией.

Основные технические характеристики МАПС-М:

Вход подключения источника переменного тока...............................................2 фидера
Диапазон значения напряжения электропитания (на частоте 50 Гц), В.................................198–242
Средняя потребляемая мощность в рабочем режиме, Вт.............................................350
Максимальная потребляемая мощность (при заряде аккумуляторных батарей), Вт....................................не более 750
Время работы в автономном режиме при отсутствии внешнего электропитания, ч........................................................до 24
Количество управляемых устройств переездной сигнализации:
красный огонь.....................4
бело-лунный огонь....................................2
устройства акустической сигнализации....................................................2
Подключение внешней аппаратуры контроля и диагностики (выходы):
«диагностический» цифровой (RS-485) .............................................1
«диагностический» дискретный.........................................................................8
Внешние габариты, мм...................................................................................................................2000х800х600
Срок службы (не менее), лет............................................................................................................................15
Максимальная скорость движения подвижного состава по контролируемым участкам МАПС-М (при скорости движения более 140 км/ч система применяется по согласованию с производителем), км/ч ....до 360

В системе МАПС-М нет релейной аппаратуры, требующей планового обслуживания. Отсутствие рельсовых цепей снижает эксплуатационные расходы и исключает потери от хищений медьсодержащих материалов. Простота и удобство монтажа сокращают время и затраты при выполнении строительно-монтажных работ. Из-за отсутствия распределенных схем, реализующих зависимости АПС, снижаются время и затраты при пусконаладочных работах и эксплуатации.

МАПС-М располагается в непосредственной близости от железнодорожного переезда в транспортабельном модуле. Применение транспортабельного модуля обеспечивает климатические требования к системе, а также способствует улучшению условий труда обслуживающего персонала.

Оригинальную версию материала можно посмотреть здесь.
 

We use cookies

By using the website, you agree to the policy statement regarding the processing of personal data for the purpose of collecting analytics

OK