Бренд. Имидж. Реноме. Ключевые понятия современного производства (журнал "РСП Эксперт", №12, 2010)

Бренд. Имидж. Реноме. Ключевые понятия современного производства

О главных мировых и российских тенденциях в производстве про­дукции для железной дороги рассказывает заместитель генераль­ного директора ЗАО «НПЦ «Промэлектроника» Вадим Ляной. В ка­честве эксперта Вадим Вадимович выступает не случайно: «Промэлектроника» является одним из ведущих производителей си­стем автоматики и телемеханики для железных дорог, законода­телем в области управления качеством в Уральском регионе. НПЦ «Промэлектроника» играет значительную роль в некоммерче­ском партнерстве «Предприятий промышленного железнодорож­ного транспорта».

В сентябре этого года в Берли­не прошла крупнейшая в мире железнодорожная вы­ставка «Иннотранс-2010». Мы заметили, что очень многие ведущие компании практиче­ски не выставляли технику – на вы­ставке позиционировался бренд. За­частую был стенд с названием фир­мы, мониторы, на которых крутятся рекламные ролики, и столы со сту­льями – импровизированное кафе, где можно отдохнуть и обсудить дела; «железки» были, как правило, у моло­дых компаний. Это говорит о том, что сейчас в мире ценится не изящная ко­робочка – ценится репутация пред­приятия, которое способно решать проблемы заказчика. «Железку» мож­но купить, даже разработку можно заказать. А вот положительное рено­ме в глазах заказчика – это те самые нематериальные активы, которые вы­ходят на первый план.

 

Вопрос качества – вопрос выживания

На многих стендах экспоненты с гордостью писали – “IRIS certifcation”. Это европейская система сертифика­ции на соответствие требованиям же­лезнодорожного стандарта IRIS. Веду­щие производители железнодорож­ной техники задали высокую планку - требования этого стандарта более чем вдвое шире требований междуна­родных стандартов управления каче­ством ISO 9000. В России соответ­ствие даже ISO 9000 пока не слишком распространено. А сертификация по IRIS является неким знаком качества в мире железнодорожного бизнеса: крупнейшие фирмы уже не заказыва­ют ничего у предприятий, не прошед­ших такую сертификацию. Это знако­вое явление.

«Промэлектроника» в течение по­следнего года ведет подготовку к сер­тификации по IRIS, и для этого я ездил в Италию, на предприятие Ansaldo Breda – флагман итальянского желез­нодорожного машиностроения, где нам любезно провели семинар на тему «IRIS». Был интересен не только пре­поданный материал, но и люди, кото­рые внедряли этот стандарт у себя на месте – у них глаза горели. Когда мы спросили: «Скажите, пожалуйста, IRIS требовала разработки большого ко­личества документов, значит, вы ра­ботали по вечерам, по выходным. Платили ли вы тем работникам, кото­рые участвовали в разработке доку­ментов к сертификации, дополни­тельные премии?», итальянцы сначала не поняли, а потом ответил обычный инженер: «Никто даже не думал ни о каких премиях. Просто каждый ра­ботник предприятия понимал, что, если мы не внедрим у себя требования этого стандарта, нас в ближайшее вре­мя съедят конкуренты, которые это внедрят обязательно».

 

Дыры в маркетинге

Хочу упомянуть еще об одной вы­ставке – «ТрансЖАТ 2010». Это круп­нейший форум работников хозяйства автоматики и телемеханики ОАО «РЖД». Там тоже отразились совре­менные мировые тенденции: финансо­вая   оценка  эффективности  работы партнеров «РЖД», ориентация на сто­имость жизненного цикла продукции. Форум прошёл под знаком обостре­ния конкуренции и агрессивного мар­кетинга: многие зарубежные фирмы заявили о готовности поставлять в Россию всю линейку своей продукции, строить и реконструировать железно­дорожные участки «под ключ», как это делается за рубежом. Там это практи­чески единственный способ получе­ния подряда – никто не будет разгова­ривать с предприятием, предлагаю­щим прикручивать одну определен­ную гайку. И, скорее всего, российский заказчик будет, к сожалению, давать такие подряды западным компаниям. Но проникновение западной тех­ники на российский рынок объектив­но затруднено проблемами внедрения ее в эксплуатацию – она абсолютно не адаптирована к нашим условиям. Практически все системы и устрой­ства приходится перерабатывать за­ново, увязывать с существующей ин­фраструктурой железных дорог. Это подводный камень, на который мно­гие заказчики не обращают внимания. А маркетинговую политику иностран­цы ведут очень грамотно: демонстри­руют образцы продукции, называют конкретную, часто недорогую цену… Но неискушённый заказчик не понимает: рубль стоит этот образец, а что­бы его внедрить «под ключ», нужно еще два рубля, плюс стоимость экс­плуатации.

Такие компании, как наша, предла­гающие полный комплекс продуктов и услуг «под ключ», в России большая редкость, да и по своим финансовым возможностям они уступают трансна­циональным компаниям-гигантам. В этом наша уязвимость. А большинство российских фирм вообще ведут бизнес в узком секторе: или производят не­сколько изделий, или проектируют, или строят, или обслуживают. И заказ­чику такие компании становятся неин­тересны. Это общемировой закон.

 

Опасная дешевизна

В России пока немногие произво­дители железнодорожной техники имеют сертификат ISO 9000, и всего одно предприятие – сертификат IRIS. Причем это – «надводная» часть айс­берга, лучшие предприятия, имеющие документированные процессы, стро­го проводящие верификацию и валидацию продукции в ходе разработки и производства. Но есть еще и «подво­дная» часть айсберга – недобросо­вестные фирмы, игнорирующие тре­бования нормативных документов, не проводящие испытания и независи­мые экспертизы своих систем.

Мы поднимали этот вопрос еще на летней конференции «ПромТрансЖАТ» - он касается не только сферы СЦБ и связи, но и локомотивного, ва­гонного, путейского хозяйств. Фирма, не обременяющая себя тратами на сертификацию своей продукции, на вступление в СРО, на обеспечение сквозной системы качества на пред­приятии, естественно, имеет гораздо меньшие затраты. Она покупает в ларьке либо недорогой контроллер (если речь идет о СЦБ), либо китай­скую запчасть (если речь идет о маши­нах). Контроллер программируют, на запчасть наклеивают красивую эти­кетку и с этим выходят на тендер. В этом тендере участвуют и несколько серьезных компаний, а тут появляется этот «дядя Вася» и дает цену в три раза ниже…

К сожалению, многим заказчикам сейчас не хватает понимания того, как устроен мир производственных взаи­мосвязей. Критерий, как правило, один – минимальная цена, и «дядя Вася» об этом знает. Но здесь вступа­ет в силу неумолимый закон стоимо­сти жизненного цикла. Заказчик ку­пил технику за три копейки, а через полгода эта техника сломалась. Он за­платил еще три копейки, чтобы ку­пить новую или отремонтировать ста­рую. В лучшем случае – через полгода еще три копейки, потом еще и так да­лее. А в худшем, заплатив три копей­ки, заказчик через три, пять, десять лет получает катастрофу, убытки от которой составят уже не три копейки, а целый рубль. Также нельзя забывать, что, если пострадали люди, если при­чинен экологический ущерб, пробле­ма переходит в уголовную плоскость. А ведь сертификаты, допуски СРО, и прочие документы, которые под­тверждают соответствие продукции требованиям стандарта – это ещё и охранная грамота заказчика!

 

Выживет честнейший

В середине июня этого года в Ека­теринбурге прошла выставка-конференция «Технологии обеспече­ния безопасности движения поездов на путях необщего пользования –«ПромТрансЖАТ 2010», где были раз­работаны и направлены в Минтранс, в Росжелдор наши предложения по повышению безопасности на желез­нодорожном транспорте примени­тельно к той ситуации на рынке, о ко­торой сказано выше. Но, как водится у нас в России, бумага должна «отле­жаться»: эти предложения пока рас­сматриваются. В числе прочих было предложе­ние создать при Министерстве транс­порта отдел работы с промышленны­ми предприятиями – он как раз за­нялся бы координирующей работой по созданию технических регламен­тов. Мы, со стороны НП ППЖТ, уже заявляли, что готовы включиться в работу по формированию требова­ний по безопасности продукции и услуг для промышленного железно­дорожного транспорта. Причем мы допускаем, что эти требования могут отличаться от тех, которые выставля­ет РЖД: в чем-то они будут немнож­ко мягче, более специфичными, отра­жающими особенности работы про­мышленного транспорта. Но они должны существовать и неукосни­тельно исполняться. К сожалению, их пока нет, и «дяди Васи» пользуются этим правовым вакуумом, заявляя, что их продукция предназначена не для РЖД, а для промышленного транспорта.

Я считаю, что в будущем выживать на рынке будут сильнейшие, крупней­шие и, главное, честнейшие — те про­изводители, которые способны удо­влетворить все технологические по­требности заказчика. Предприятия, имеющие допуски СРО и производя­щие сертифицированную продукцию, показывают, что они готовы нести расходы, страховать риски, – все де­лать для того, чтобы их считали до­стойными игроками рынка. Наша ра­бота в рамках НП ППЖТ направлена на пропаганду такого подхода к делу.

 

Оригинальную версию материала можно посмотреть здесь

We use cookies

By using the website, you agree to the policy statement regarding the processing of personal data for the purpose of collecting analytics

OK