Максим Абакумов

О роли компании в жизненном и профессиональном пути, сложностях первых внедрений МПЦ-И и суровых норильских электромеханиках читайте в интервью с Максимом Владимировичем Абакумовым.
Заместитель главного инженера по разработке
Максим Абакумов

Научно-производственный центр «Промэлектроника» гордится тем, что в его команде много «старожил» – сотрудников, которые в компании с первых лет ее существования. Они развивались вместе с компанией, вместе переживали успехи и преодолевали трудности, вместе шли и идут к намеченным целям. Среди таких сотрудников Максим Владимирович. Именно он стоит у истоков создания микропроцессорной централизации стрелок и сигналов МПЦ-И.

Максим Владимирович, кем вы мечтали стать в детстве, с чем хотели связать свою жизнь?

- Как и все пацаны в то время, я мечтал быть летчиком. Но постепенно я стал более здраво оценивать свои шансы: специальность в те времена очень котировалась и конкурс был просто запредельным. В старшей школе я увлекся электроникой, а затем и программированием. Хотел поступать в УПИ на радиофак, но еще до школьных выпускных экзаменов товарищ случайно пригласил меня сдать выездные экзамены в УЭМИИТ (до 1994 года такое название носил УрГУПС). Получилось всё сдать без подготовки на пятерки, дальше поверил в судьбу и зачислился по специализации «Микроэлектронные устройства и системы безопасности».

В каком году вы пришли в НПЦ «Промэлектроника» и как узнали о компании?

- В НПЦ «Промэлектроника» я пришел сразу после окончания академии УЭМИИТ - УрГАПС в 1996 году. У меня тогда уже была молодая семья и маленький ребенок, поэтому работа нужна была в принципе, а тем более работа по специальности и соответствующая всем интересам — это настоящая находка!

Расскажите кратко о своем профессиональном пути в компании. Какие сложности были преодолены, какие достижения вы считаете самыми главными?

- Начал я свой профессиональный путь с должности простого инженера. За всё время было очень много изменений организационных и штатных структур предприятия, названий должностей. Если привести все их к одному знаменателю, то можно сказать, что у меня был устойчивый карьерный рост. Конечно, были и моменты застоя, и даже спада. Сложности? Да, проблем хватало всегда! Но поддержка друзей, единомышленников и семьи всегда творили чудеса. А к числу личных достижений хочу отнести, без ложной скромности, значительный профессиональный рост. Никогда не переставал совершенствоваться и повышать свою эффективность как разработчик. Разница между тем, что я умел, когда пришел «зеленым» выпускником, и тем, что я могу приносить компании сейчас в качестве разработчика систем ЖАТ, — это для меня главное личное достижение.

Максим Владимирович, именно вы стоите у истоков создания системы МПЦ-И. Почему вы выбрали это направление?

- Всё мое развитие, тот самый «профессиональный путь», навыки, способности, хобби и интересы стремились к логическому воплощению в системах класса микропроцессорных централизаций.

Само создание системы МПЦ началось с объединения мыслей о ней нескольких человек. Постепенно, но напористо, вовлеченно, решая задачу за задачей, мы получали результат, который в других компаниях получают сотни специалистов в течение долгих лет.

Сейчас тиражируется уже третье поколение МПЦ-И. Система первого поколения, называлась она тогда ИСУ (интегрированная система управления), уже давно выведена из эксплуатации. Системы второго поколения отлично функционировали, но большинство из них были заменены текущей версией при реконструкции самих станций. Сейчас на выходе мы подготовили глубоко усовершенствованную систему МПЦ-И, так называемого поколения «3+». Готовы требования и для перспективной системы следующего, четвертого поколения.

Давайте вспомним ваш первый крупный проект по внедрению МПЦ-И. С какими сложностями пришлось столкнуться и как их удалось разрешить?

- Для меня, на самом деле, каждый проект первого внедрения любой системы был крупным и сложным в свое время. Потом уже, спустя пару лет, кажется: и что в этом было такого? Если говорить о внедрении МПЦ-И, то наиболее сложным проектом были работы на «эпохальной» станции Асфальтная Южно-Уральской железной дороги. Проблем было очень много, начиная с первого опыта получения разрешительной документации, заканчивая почти постоянными исправлениями и дежурствами на станции еще в течение полутора лет после пуска в опытную эксплуатацию. Всё преодолели, потому что компания всегда была по-настоящему единым коллективом с едиными целями.

Поделитесь интересной историей, связанной с работой в компании.

- Помню свои ощущения от первого посещения Норильска в конце декабря. Каждый шаг, каждый этап командировки тогда оставлял ощущения нереальности. Когда мы подлетали к городу и уже заходили на посадку, что-то пошло не так... Первый заход не удался, а ко второму видимость уже была нулевая, самолет мотало как перышко. В конце концов, летчики буквально на ощупь, почти вертикально и как-то полубоком посадили самолет. Но не так-то просто оказалось покинуть самолет, добраться до автобуса, а оттуда – до входа в аэропорт. Ветер буквально сбивал с ног, а из-за пурги ничего не было видно на расстоянии вытянутой руки. Экстрим полный! И такие ощущения с каждым шагом пребывания там! А на следующий день в минус 40, когда у нас даже для офисных работников вводят актированные дни, мы видели, как местные электромеханики выходили (по своей воле) на поле устанавливать рельсовые датчики ЭССО. Не на 5 минут, на час-полтора! И ничего! Только кабель от датчика сразу перед выходом расправляли по форме трассы прокладки, так как на улице он моментально дубел и расправить его было уже невозможно.

Что вы можете сказать о месте компании в вашей жизни и своей роли в ее судьбе?

- Я никогда не планировал работать и не собираюсь «дорабатывать до пенсии» в компании-однодневке, не уважающей своих сотрудников, плывущей по течению без каких-либо амбиций и целей. В течение последних 20 лет мне это удавалось. Надеюсь, и в будущем этот принцип будет работать, в том числе благодаря прилагаемым и мной самим усилиям. Надо понимать, что мы своими действиями и стремлениями напрямую влияем на настоящее и будущее компании.

Полную версию интервью с Максимом Владимировичем можно прочитать в нашем корпоративном журнале «Наш маршрут».