Безопасность на железнодорожном транспорте: Проблемы, тенденции, правила честного бизнеса (журнал "РСП Эксперт", №9, 2012)

Последнее время все чаще поднимаются вопросы повышения безопасности железнодорожных перевозок, оптимизации работы хозяйств СЦБ, необходимости перехода на принципиально новый уровень управления движением поездов. Сегодня мы обсуждаем их с генеральным директором НПЦ «Промэлектроника» Игорем Тильком, чья компания более 20 лет занимается разработкой и комплексным внедрением современных систем железнодорожной автоматики и телемеханики (ЖАТ).

– Сегодня проявляется особый интерес к обеспечению безопасности на железнодорожном транспорте и повышению эффективности управления движением поездов. Какие проблемы Вы здесь видите и как, по-вашему, их можно решить?

– Действительно, безопасность на железнодорожном транспорте и оптимизация поездной и маневровой работы на магистралях и подъездных путях промышленных предприятий на сегодняшний момент являются ключевыми для развития всей отрасли.

Последние годы среди основных проблем неизменно выделяют две наиболее значимые проблемы в области безопасности движения железнодорожного транспорта. В первую очередь, это старение основных фондов в хозяйстве автоматики и телемеханики. Сейчас оно в разы превышает темпы их обновления и модернизацию. Большинство применяемых сейчас систем разрабатывались еще в 60-70-х годах прошлого века на базе релейно-контактной и дискретной полупроводниковой техники. У них есть ряд существенных недостатков, поэтому использовать их экономически невыгодно и технически бесперспективно.

Во-вторых, данный фактор усугубляется нехваткой финансирования. Это особенно актуально для промышленных предприятий. Здесь железнодорожный транспорт, как правило, – вспомогательное подразделение. Финансируется оно по остаточному принципу. К сожалению, этими негативными тенденциями пользуются нечистые на руку дельцы. Одержимые идеей продать хоть что-нибудь, они не заботятся о качестве и безопасности продукции.

Во всем мире эти проблемы решают путем замены старого оборудования на современные микропроцессорные системы ЖАТ. Их внедрение обходиться в несколько раз дешевле, чем содержание релейного оборудования. Связано это не только с многофункциональностью и надежностью подобных систем, но также с их высокой рентабельностью и экономической эффективностью.

При этом желательно, чтобы ответственность за весь комплекс работ была в руках одного предприятия. Это гарантия того, что заказчик не останется один на один с незнакомым ему оборудованием после исчезновения с рынка компании-однодневки. Хочу особо отметить, что с такой сложной задачей сможет справиться только компания с успешным многолетним опытом работы в этой сфере.

– Системы ЖАТ относятся к наиболее консервативным, правила построения их вырабатывались десятилетиями. Как бы Вы сегодня обозначили вектор развития этих систем?

– В настоящее время делается упор на современные микропроцессорные системы ЖАТ. Расширяются их функции. Увеличиваются объемы обрабатываемой ими информации. За счет внедрения данных систем влияние человеческого фактора сводится практически к нулю. Это, в свою очередь, существенно повышает безопасность и эффективность перевозочного процесса. К тому же вероятность отказов в современных системах ЖАТ гораздо меньше, чем в традиционных релейных устройствах.

Стремительному развитию микропроцессорной базы служат несколько факторов. В первую очередь, осуществляется интеграция телекоммуникационных и IT-систем. Во-вторых, создаются самонастраивающиеся и самообучающиеся устройства. Разрабатываются системы поддержки принятия решений, а также встроенные средства диагностики и удаленного мониторинга. Обеспечивается увязка с АСУТП предприятия.

Именно реализация этих возможностей – другими словами, интеллектуализация систем, является главной технической тенденцией в современном мире.

– Обязательным условием обеспечения безопасности является выполнение требований законодательных актов. С какими трудностями здесь могут столкнуться предприятия промышленного железнодорожного транспорта?

– Сегодня на рынке все чаще появляется несертифицированная продукция. На предоставляемые услуги нет допусков СРО. Обращение к подобным недобросовестным поставщикам чревато авариями, экологическими катастрофами, человеческими жертвами и колоссальным материальным ущербом.

Наша компания несколько лет входит в состав Национального союза железнодорожников России и Некоммерческого партнерства «Предприятий промышленного железнодорожного транспорта». Здесь мы выступаем за производство надежной продукции и качественное выполнение работ. Также ведем активную пропаганду строгого соблюдения требований безопасности, определяемых Федеральным законом и другими нормативными актами.

То, что нас сегодня особенно волнует, – появление так называемых «самопальщиков». Мы не считаем их конкурентами. Они делают свою продукцию в сомнительных условиях, не заботятся о качестве и не проходят необходимых экспертиз. Зачастую эти люди даже не знакомы с требованиями безопасности и не в состоянии обеспечить сервисное сопровождение эксплуатации. Главное для них – сделать продукцию как получится и продать ее дешевле.

Более того, не желая выполнять разработку установленным порядком и проходить обязательную сертификацию, подобные предприятия сознательно вводят в заблуждение заказчиков. Они ссылаются на несуществующие или фальсифицированные разрешительные документы. А ведь сертификат для руководителя предприятия-заказчика – это страховка избежать уголовной ответственности в случае крупной аварии.

К сожалению, ситуация не меняется к лучшему. Основная причина коренится в правовой неосведомленности заказчика и не всегда четких формулировках нормативных актов.

– В большинстве стран борьба с контрафактным оборудованием и недобросовестными поставщиками ведется посредством сертификации продукции. Почему процесс стандартизации становится незаменимым в современных рыночных условиях?

– Для компании-изготовителя это средство организации всей его деятельности. Особенно, если предприятие является еще и разработчиком, так как качество продукции закладывается именно на данном этапе. Главное, что дает стандартизация – изменение психологии людей, перелом в отношении к своему труду: не скрыть ошибку или брак в разработке, а наоборот, выявить их и сделать так, чтобы впредь они не возникали.

Смысл сертификации заключается в том, что на каждом этапе жизненного цикла внедряемых систем, от разработки до утилизации, происходит проверка и подтверждение соответствия продукции установленным требованиям. Это длительный процесс непрерывного поиска методов и средств, испытаний и экспертиз.

Но поскольку сам процесс скрыт от потребителя, ему может показаться, что сертификат – просто красивая бумажка, которую легко купить. На самом деле, если вся продукция и система менеджмента качества предприятия имеют сертификаты соответствия (а каждый сертификат – это ежегодные проверки со стороны инспектирующих органов и периодические ресертификации), то это является показателем стабильности и надежности компании.

НПЦ «Промэлектроника» одним из первых в отрасли ввел у себя стандарт ИСО 9001 и стал первой российской компанией, получившей европейский сертификат CENELEC на соответствие уровню безопасности SIL4. Сейчас мы занимаемся внедрением на предприятии системы IRIS, поэтому, как никто другой, осознаем важность и необходимость проведения любой сертификации.

Радует, что не мы одни понимаем, насколько значим этот процесс. Есть предприятия, которые так же испытывают изделия, составляют документы по безопасности и согласовывают их в соответствующих органах. Ведь, как известно, ошибки и сбои в системах, управляющих перевозкой опасных грузов – взрывчатки, топлива, сжиженных газов, кислот и тому подобного, – могут обойтись очень дорого.

Оригинальную версию материала можно посмотреть здесь и здесь.