Сертификация СМК – мировая тенденция (журнал "РСП Эксперт", №12, 2011)

Система менеджмента качества, действующая в НПЦ «Промэлектроника», сертифицирована на соответствие ИСО 9001-2008 в органе по сертификации «ТЮФ-Тюринген» в 2006 г. В то время заказчики (ОАО «РЖД» и предприятия промтранспорта) не интересовались наличием сертификата ISO. Но руководство предприятия понимало, что сертификация СМК – мировая тенденция, и последовало ей. Сегодня во всех тендерах на поставку оборудования одно из требований - наличие сертификата СМК.

Несмотря на то, что стандарт ИСО 9001 практически все внедрившие ругают за обилие документов, он не так уж плох. Во-первых, он акценти­рует внимание на основных аспектах управления предприятием с точки зрения качества продукции, а их со­всем немного в стандарте. Во-вторых, он позволяет управлять качеством оптимально - чем выше компетент­ность сотрудников организации, тем меньше им надо бумаг (инструкций, положений, стандартов).

За шесть лет внедрения СМК в НПЦ «Промэлектроника» удалось добиться сокращения производственного брака практически до нуля. Вот уже несколько лет ни одно устройство, выпущенное на предприятие, не отказало при пусконаладке – разработчикам и конструкто­рам удалось добиться этого путем мно­гочисленных испытаний изделий и тща­тельной доработки конструкторской документации на них. Для этого при­шлось полностью перевооружить про­изводство. Закуплена новая автомати­ческая линия поверхностного монтажа печатных плат, что позволило миними­зировать влияние человеческого факто­ра. Заново оснащен участок приемо­сдаточных испытаний - все изделия пе­ред испытаниями проходят термопро­гоны в современных термокамерах. С нуля была создана мощная испытатель­ная лаборатория. Сегодня основная за­дача предприятия - повысить надежность выпускаемой аппаратуры в экс­плуатации.

Главная трудность заключается в том, что достоверных данных о причи­нах отказов и сбоев аппаратуры на объектах чаще всего нет. Не на всех объектах, оснащенных системой ЭССО, имеется автоматизированное рабочее место (АРМ) электромехани­ка, а оно специально разработано для контроля работы ЭССО и накаплива­ет информацию о поездной ситуации, о возникающих отказах узлов ЭССО с указанием времени их возникновении. Не везде персонал достаточно обучен и не везде этот персонал мотивирован на улучшение своих знаний и навыков.

Когда изделия приходят на ремонт в сервисный центр, в акте рекламации практически никогда не заполнена графа «Условия проявления неисправ­ности», то есть неизвестны поездная ситуация, путевые и прочие работы и т. п. Инженерам-сервисникам прихо­дится нелегко при определении при­чин дефектов. Но, тем не менее, при­чины определяются, и дефекты клас­сифицируются следующим образом: конструктивные, производственные, дефекты комплектующих, эксплуата­ционные дефекты. За последние 2-3 года производственные и конструк­тивные дефекты не превышают одно­го процента. Основные причины отка­за аппаратуры на объектах - всё же ка­чество электропитания и несоблюде­ние правил эксплуатации.

Информация об отказах передается в ОКБ, там изделия улучшаются, со­храняя при этом взаимозаменяемость. Модернизация аппаратуры ведется и НПЦ «Промэлектроника» постоянно, так как появляется новая, более совер­шенная элементная база, новые технологии. При этом старая аппаратура также частично модернизуется при ремонтах. Но время идет, разработка и технологии предприятия развива­ются, и становится невозможно вне­дрить последние решения только из­менением программного обеспечения или незначительной доработкой пе­чатных плат. Чтобы получить последнюю версию, надо узлы системы заме нить полностью или частично. И НПЦ «Промэлектроника» по желанию за­казчика делает это по специальным договорам на модернизацию суще­ствующей аппаратуры в течение всего срока службы системы.

Нужно сказать, что большая часть потребителей довольна работой аппа­ратуры – это подтверждается ежегод­ным телефонным опросом эксплуата­ционного персонала по специально разработанному вопроснику о надеж­ности аппаратуры, технической поддержке, квалификации персонала НПЦ, обучении персонала потребите­ля. Кстати, показатель удовлетворен­ности потребителя довольно высок – 80%. Опросы показали также, что си­стема ЭССО успешно конкурирует с западными аналогами.

Изменение выборки респондентов за счет включения объектов МПЦ-И даже несколько улучшило показатели удовлетворенности. Однако для пол­ноты картины решено в январе-феврале 2012 г. провести опрос всех потребителей, чтобы получить допол­нительную информацию, что поможет дальнейшему улучшению выпускае­мой аппаратуры.

С отладкой СМК согласно ИСО 9001, успешно проходят ежегодные ау­диты, на предприятии понимают, что сертификат СМК - это как бы справка о здоровье, а вовсе не само здоровье. И руководство постоянно ищет не только новые технологии и оборудование, но и методы управления. Вот тут как раз ОАО «РЖД» приняло решение о том, что начиная с 2015 г. будет заключать договоры только с предприятиями, сер­тифицированными по международно­му железнодорожному стандарту IRIS .

Стандарт IRIS выдвигает много до­полнительных требований по управ­лению качеством по сравнению с ИСО 9001. Не вдаваясь в подробное изло­жение всех аспектов IRIS , хочется обратить внимание на RAMS / LCC - на­дежность, эксплуатационная готов­ность, ремонтопригодность, безопас­ность в отношении к стоимости жиз­ненного цикла продукции. Понятно, что чем выше надежность, тем меньше затраты на эксплуатацию, но тем боль­ше стоимость продукции. ОАО «РЖД» уже заявило, что с 2014 г. дого­воры будут заключаться исходя из оптимального выбора между уровнем RAMS и стоимостью жизненного цик­ла продукции. Но уровень RAMS и LCC хотя и обеспечиваются на всех этапах жизненного цикла продукции - разработка, производство аппарату­ры, ПИР, СМР, ПНР, сервисное обслу­живание, - но планируются и заклады­ваются на стадии разработки. Навер­ное, поэтому все ведущие западные фирмы, оснащающие объекты желез­нодорожного транспорта системами автоматики и телемеханики, сами раз­рабатывают входящие в них узлы. НПЦ «Промэлектроника» изначально действует аналогично.

Требования IRIS невозможно вы­полнить без налаживания тесной обратной связи с потребителями и ис­пользования ее для дальнейшего улуч­шения продукции. Наладить такую связь оказалось очень сложно. За по­следние несколько лет сотрудники сервисного центра много раз выезжа­ли на объекты, решили многие проб­лемы потребителей, выдали множе­ство рекомендаций по эксплуатации. Но, к сожалению, от потребителя не было получено ни одного письменно­го ответа о выполнении данных реко­мендаций, не были оценены работы специалистов НПЦ при решении проблем на объектах.

Сегодня перед НПЦ «Промэлек­троника» стоит цель сделать самые лучшие системы управления движени­ем для России, конкурентные на миро­вых рынках. Скорейшее достижение этой цели станет возможным благода­ря постоянной обратной связи от предприятий-партнеров. В заключе­ние хочется привести слова великого гуру качества Эдварда Деминга, твор­ца японского чуда: «Мы можем не де­лать все это, выживание - дело добро­вольное».

Оригинальную версию материала можно посмотреть здесь и здесь.