На принципиально новый уровень.Состояние системы обеспечения безопасности движения на промышленном железнодорожном транспорте и перспективы ее развития. (журнал "РСП Эксперт", №6, 2010)

Игорь ТИЛЬК,

генеральный директор

ЗАО «НПЦ «Промэлектроника»,

к.т.н.

Железнодорожный транс­порт необщего пользова­ния (так называемый про­мышленный железнодо­рожный транспорт) явля­ется одним из важнейших элементов всей транспортной системы страны. Грузы, которые перевозятся с помо­щью инфраструктуры ОАО «РЖД», формируются на путях необщего пользования.

Министр транспорта Россий­ской Федерации И. Левитин неодно­кратно подчеркивал необходимость включения путей необщего пользо­вания как отдельного сегмента в об­щую целевую модель реформирова­ния железнодорожного транспорта. В соответствии со стратегией разви­тия железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 года железнодорожный транспорт дол­жен стать лидером в области вне­дрения инновационной техники и технологий.

В то время как ОАО «Российские железные дороги» имеет мощную законодательную базу, программы реформирования и развития, транс­порт необщего пользования факти­чески отдан на откуп бизнесу. Зача­стую внимание бизнеса обращает­ся к проблемам обеспечения безо­пасности, когда уже случилась беда. Последние трагические события в стране подтверждают это.

Значение системы обеспече­ния безопасности движения поездов на промышленном железнодорож­ном транспорте нельзя переоценить. Устройства автоматики и телемеха­ники – это фундамент, на котором ба­зируется безопасность движения, и основа для построения высокоэффек­тивных автоматизированных систем управления перевозочным процессом.

Необходимо отметить, что в со­ответствии с федеральным зако­ном «О железнодорожном транс­порте в РФ» обеспечение безопасно­сти движения и эксплуатации желез­нодорожного транспорта – система экономических, организационно-правовых, технических и иных мер, предпринимаемых органами госу­дарственной власти, органами мест­ного самоуправления, организация­ми железнодорожного транспорта, иными юридическими лицами, а так­же физическими лицами и направ­ленных на предотвращение транс­портных происшествий и снижение риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружаю­щей среде, имуществу физических или юридических лиц.

Следует учитывать, что осо­бую опасность могут вызывать слу­чаи схода и столкновения вагонов с опасными грузами в черте крупных городов и населенных пунктов.

  • Виды ущерба от аварий при пере­возке опасных грузов:

  • заболевание и гибель людей;

  • загрязнение окружающей сре­ды;

  • повреждение технических средств и транспортных узлов;

  • разрушение дорог, промыш­ленных объектов и сооружений, жи­лых домов.

Экономический ущерб от одной аварии может составить сотни мил­лионов рублей, а социальный ущерб, вызванный гибелью людей, уничто­жением природных ресурсов и на­циональных богатств страны, вооб­ще неисчислим.

Согласно федеральному закону, государственное регулирование в области железнодорожного транс­порта осуществляется, в том числе, путем организации обязательного подтверждения   соответствия   объектов, технических и программных средств, используемых на железно­дорожном транспорте, и стандарти­зации таких объектов и средств.

Необходимо особо отметить, что в соответствии со статьей 6 Феде­рального закона «О железнодорож­ном транспорте в РФ» железнодо­рожный подвижной состав, элемен­ты инфраструктуры, элементы верх­него строения железнодорожного пути необщего пользования, примы­кающего к железнодорожным путям общего пользования, и сооружения, расположенные на них, специальные программные средства, используе­мые для организации перевозочного процесса, должны соответствовать установленным требованиям безо­пасности движения и подлежат обя­зательной сертификации или декла­рированию соответствия в порядке, принятом законодательством Рос­сийской Федерации о техническом регулировании.

Все это в полной мере относится к системам сигнализации, централи­зации и блокировки.

С учетом этого особую тревогу вызывают попытки продвижения и внедрения на объектах промышлен­ного железнодорожного транспорта систем автоматики, не обеспечива­ющих требуемый уровень безопас­ности движения. Экспертные оцен­ки используемого программного обеспечения и технических средств не проводятся, параметры безопас­ности внедряемых систем ничем не подтверждены. Такой основопола­гающий документ, как «Доказатель­ство безопасности», зачастую отсут­ствует. Экспертиза программного обеспечения систем железнодорож­ной автоматики на отсутствие недекларированных возможностей и ин­формационную безопасность в ак­кредитованных испытательных цен­трах не проводится.

Опасность внедрения систем, не обеспечивающих необходимый уро­вень безопасности движения, долж­ны отчетливо понимать те, кто опре­деляет техническую политику пред­приятий в области внедрения и об­служивания современных средств автоматики и телемеханики.

Тезис о возможности снижения уровня требований к системам без­опасности   движения   поездов   на промышленном железнодорожном транспорте несостоятелен. Ведь от систем железнодорожной автома­тики зависит очень многое в деле обеспечения безопасности движе­ния.

К сожалению, на сегодняшний день отсутствует единый норма­тивный документ (технический ре­гламент), являющийся обосновани­ем для владельца железнодорожных путей необщего пользования, пред­писывающий обеспечивать их безо­пасную эксплуатацию. Система кон­троля состояния безопасности дви­жения на путях необщего пользова­ния несовершенна.

Не лучшим образом обстоит дело с внедрением новых информацион­ных технологий и передовых инже­нерных разработок на транспорте российских промышленных пред­приятий. Большинство техники фи­зически и морально устарело: ее со­стояние отражает устаревшие сегод­ня достижения науки 50–60-х годов.

По экспертным оценкам, свыше 75% стрелок электрической центра­лизации эксплуатируются с превы­шением нормативного срока.

Выделение средств на обновле­ние устройств СЦБ на промышлен­ных предприятиях производится по остаточному принципу.

Необходимо подчеркнуть на­зревшую необходимость заме­ны       неэффективного       планово- предупредительного метода обслу­живания устройств СЦБ на обслу­живание «по состоянию». Использо­вание планово-предупредительных методов обслуживания в релейных системах было очевидной необхо­димостью. Существующие в насто­ящее время методы обслуживания устройств СЦБ требуют значитель­ных эксплуатационных затрат, в ряде случаев приводят к тому, что обслу­живающий и оперативный персо­нал для пропуска поездов и выпол­нения планов по погрузке и выгруз­ке грузов совершают опасные дей­ствия и ошибки в работе. Новые ми­кропроцессорные системы позволя­ют изменить технологию обслужи­вания систем железнодорожной ав­томатики за счет использования ре­зервирования и глубокой самодиаг­ностики.

Применение автоматизирован­ных рабочих мест электромеханика с автоматическими и автоматизиро­ванными функциями также умень­шает объем работ эксплуатационно­го персонала, позволяет быстрее ди­агностировать и определять неис­правности технических и программ­ных средств.

Средства автоматики и телеме­ханики относятся к группе техни­ческих средств, которые комплек­сно влияют на технические и эконо­мические показатели работы пред­приятия. Следовательно, их развитие должно стать одним из приори­тетных направлений в деятельности предприятий транспорта.

Решение стоящих перед работни­ками хозяйства СЦБ задач в значи­тельной степени зависит от того, на­сколько активно, целенаправленно и эффективно будут использовать­ся достижения научно-технического прогресса. Это в полной мере отно­сится и к тем, кто определяет техни­ческую политику в области разра­ботки, внедрения и обслуживания современных средств автоматики и телемеханики.

На предприятиях промышлен­ного железнодорожного транспор­та должны быть установлены меро­приятия по модернизации и разви­тию хозяйства СЦБ, которые позво­лят обеспечить необходимые объе­мы перевозок и требуемый уровень обеспечения безопасности движе­ния. При этом ставку необходимо делать на обновление устройств, вы­работавших свой ресурс, и на сни­жение темпов их физического и мо­рального старения.

Основным стратегическим на­правлением модернизации средств автоматики и телемеханики будет комплексное внедрение микропро­цессорных систем взамен релейных.

Микропроцессорные системы обладают существенными функци­ональными преимуществами перед релейными, основными из которых являются:

– резервирование ответственных элементов;

– диагностика предотказного со­стояния, которая обладает не толь­ко аналитическими, но и управля­ющими функциями, т. е. позволяет блокировать объект, находящийся в опасном состоянии;

– протоколирование и архивиро­вание состоявшихся событий, в том числе не только технического состо­яния устройств, но и действий опе­ративного персонала.

Реализация этих функций позво­лит вывести технологию обслужива­ния средств железнодорожной авто­матики на новый, современный уро­вень. Снижение количества релей­ной аппаратуры позволит реально сократить эксплуатационные расхо­ды и провести оптимизацию эксплу­атационного штата. Необходимо отметить, что за ру­бежом в течение нескольких деся­тилетий накоплен положительный опыт замены релейных систем СЦБ на более совершенные микропро­цессорные системы и компьютер­ные центры управления движением поездов. Зарубежный и отечествен­ный опыт показывают, что возмож­но значительное повышение произ­водительности труда за счет при­менения новых технологий и бо­лее надежных микропроцессорных устройств, а также исключение из эксплуатации самых ненадежных элементов и устройств СЦБ. Так, ис­ключение из эксплуатации рельсо­вых цепей и использование вместо них систем счета осей подвижного состава позволяет примерно на 30% уменьшить количество отказов си­стем СЦБ (в том числе и опасных) и на 30–50% снижает эксплуатаци­онные расходы работников службы пути.

Очень важным моментом явля­ется то, что современные микропро­цессорные системы с доказанны­ми механизмами обеспечения без­опасности, обладающие функциями архивирования и диагностики, по­зволяют уберечь эксплуатационный штат предприятий от неправильных и несанкционированных действий.

Безусловно, наиболее широкие перспективы в настоящее время от­крываются перед предприятиями, обеспечивающими весь комплекс работ при внедрении современных систем железнодорожной автомати­ки, включающий разработку, проек­тирование, поставку оборудования, строительство, пусконаладочные ра­боты, обучение персонала, техниче­ское сопровождение на всем протя­жении жизненного цикла системы.

Особо необходимо отметить, что такую сложную задачу, как сопро­вождение системы на всем этапе ее жизненного цикла, могут обеспе­чить только предприятия с успеш­ным многолетним опытом работы в этой сфере.

Совместная плодотворная дея­тельность предприятий-разработ­чиков и эксплуатирующих органи­заций, позволит вывести хозяйство СЦБ промышленных предприятий на принципиально новый уровень развития.