Переезд под прицелом (газета "Гудок", №57 (25726), 07.04.2015)

 

Система автоматического управления переездной сигнализацией (МАПС) идёт на смену своему релейному аналогу АПС-93. Освоить её поможет учебный стенд, разработанный специалистами.

МАПС внедряется на сети дорог с целью удешевить обслуживание, заменить физически и морально устаревшие устройства железнодорожной автоматики и повысить безопасность движения поездов и транспортных средств на переездах. Система может использоваться на всех типах переездов, расположенных на перегонах с любым количеством путей, как с автоматической, так и с полуавтоматической блокировкой. У неё немало преимуществ. Так, она обеспечивает автоматическое управление светофорной сигнализацией и предупреждает о подходе поезда. При этом может включать бело-лунные мигающие огни даже на необслуживаемых переездах. Предупреждает также об отказе или предаварийном состоянии переездной сигнализации. Важно и то, что МАПС контролирует проследование поезда с применением элементов электронной системы счёта осей, и это позволяет открывать переезд сразу после его освобождения.

Учебный стенд разработан для студентов отраслевых учебных заведений и слушателей курсов повышения квалификации, которые обслуживают устройства железнодорожной автоматики. Как пояснил главный инженер НПЦ «Промэлектроника» Александр Докучаев, это обучающий модуль однопутного охраняемого переезда со светофорной сигнализацией. Его конструкция включает в себя стойку с постовым оборудованием МАПС и планшетный компьютер, с которым интегрировано напольное оборудование. Планшет УЛИС МАПС демонстрирует схему пересечения железнодорожных путей и автомобильной дороги. Помимо напольного оборудования, с планшетом связаны лампы переездных светофоров, индикаторы состояния переезда и схематически изображены линии передачи и обмена информацией между устройствами МАПС. С помощью имитатора колеса моделируется ситуация прохода поезда по переезду.

Новый стенд поможет освоить принцип контроля свободности или занятости участков по мере приближения и удаления поезда, ознакомиться со средствами конфигурирования МАПС, индикацией и средствами управления при штатном функционировании, а также при каких-либо нарушениях нормального режима.

Кстати, это уже не первый учебный модуль, который используют для повышения уровня квалификации работники хозяйства автоматики и телемеханики. Так, для изучения работы систем МПЦ-И и ЭССО оснастили специальным оборудованием несколько учебных центров в России и за рубежом: на Дальневосточной дороге, в Казахстане, Узбекистане и Белоруссии.

Лабораторный комплекс МПЦ-И совместно с испытательным стендом ЭССО установлен даже на Норильской железной дороге. Она стала первым объектом промышленного транспорта, который оснащён таким оборудованием. Это позволило персоналу дороги проходить обучение оперативно и практически без отрыва от работы. Во время занятий специалисты моделируют реальные ситуации работы микропроцессорных систем, такие как установка и размыкание маршрутов, открытие сигналов, перевод стрелок, приём поезда на станцию, а также поиск и устранение возможных неисправностей.

Подобные стенды создаются и для подготовки будущих инженеров в университетах путей сообщения. Изучать работу современных микропроцессорных систем в настоящее время могут в вузах Екатеринбурга, Перми и Гомеля. 

Ссылка на материал

Текст: Станислав Иванов

© ОАО "Газета "Гудок"