Вопросы безопасности требуют комплексного подхода ("РЖД-партнер" №8(96), 2006г.)

Весной 2007 года научно-производственный центр «Промэлектроника» отметит свое 15-летие. За эти годы НПЦ по праву вошел в число ведущих российских разработчиков и производителей систем железнодорожной автоматики и связи. Сегодня разработки центра внедрены на железных дорогах России и стран ближнего зарубежья, крупнейших промышленных предприятиях России, Украины и Казахстана. О деятельности компании рассказывает генеральный директор НПЦ «Промэлектроника Игорь Тильк.


Пакет научно-исследовательских и производственных программ НПЦ «Промэлектроника» Насчитывает свыше 20-ти систем и устройств. Наличие в составе предприятия научно-исследовательских лабораторий, конструкторско-технологического бюро, производственных участков, лабораторий для испытаний устройств на электромагнитную совместимость и на устойчивость к механическим и климатическим воздействиям, полигонов для эксплуатационных испытаний, учебных классов — все это позволяет нам успешно разрабатывать самые сложные системы обеспечения безопасности движения. Поставляя заказчикам системы, мы выполняем полный набор работ — от проектно-изыскательских, строительно-монтажных и пусконаладочных, до обучения сотрудников заказчика, гарантийного и послегарантийного обслуживания. И, конечно, еще одной важной отличительной особенностью нашей компании является комплексный подход: мы предлагаем к внедрению целый ряд дополняющих друг друга систем, которые позволяют обеспечить безопасность движения на участках любой протяженности с любой интенсивностью движения. Остановимся подробней на некоторых из них.


Прежде всего — хорошо зарекомендовавшая себя за годы эксплуатации микропроцессорная система (ЭССО), обеспечивающая автоматический контроль свободности (занятости) участков пути любой сложности и конфигурации при любом сопротивлении балласта как на станциях, так и на перегонах.


ЭССО разрабатывалась с учетом отечественных условий эксплуатации устройств железнодорожной автоматики и относится к классу малообслуживаемых систем. К настоящему времени система работает на всех дорогах сети ОАО РЖД и железных дорогах ближнего зарубежья, где эксплуатируется более 1600 счетных пунктов системы, а на промышленных предприятиях — более 2600.


Микропроцессорная полуавтоматическая блокировка (МПБ) предназначена для проектирования новых и реконструкции действующих систем полуавтоматической блокировки для малодеятельных участков и является функциональным аналогом релейной полуавтоматической блокировки (ПАБ). МПБ может дополняться автоматическим блок-постом, реализованным на той же аппаратно-программной платформе, что и МПБ.


При необходимости дальнейшего увеличения пропускной способности перегона применяется система интервального регулирования движения поездов на базе системы счета осей СИР-ЭССО. Особенно актуально ее использование на засоленных участках дорог и участках с высокой интенсивностью движения в качестве «горячего резерва» традиционных систем АБ. Особенностями СИР-ЭССО являются использование только одной пары кабеля СЦБ вдоль перегона с резервированием канала передачи информации и возможность реализации как традиционного способа кодирования, так и кодирования по радиоканалу.


Микропроцессорная автоматическая переездная сигнализация (МАПС) представляет собой систему, предназначенную для организации мест безопасного пересечения автомобильных и железных дорог. МАПС осуществляет контроль участков приближения железнодорожных подвижных единиц к месту их пересечения с автотранспортом и обеспечивает подачу извещения и управление приборами переездной сигнализации так, чтобы ко времени подхода поезда к переезду автотранспорт его гарантированно покинул.


Указанный комплекс перегонных систем позволяет привести эксплуатационные расходы в соответствие с интенсивностью движения по участку, что является важнейшей задачей для обеспечения экономической эффективности перевозочного процесса. Также следует отметить, что все перегонные системы научно-производственного центра «Промэлектроника» строятся на единой аппаратно-программной платформе.


На заключительной стадии подготовки к внедрению находится система автоматической локомотивной сигнализации с использованием радиоканала. АЛСР применяется для непрерывной передачи на локомотив информации о занятости впередилежащих участков пути с учетом заданных маршрутов. В качестве физического канала передачи данных используется высокоскоростной цифровой радиоканал.


Микропроцессорная централизация стрелок и сигналов (МПЦ-И) является функциональным аналогом релейной электрической центролизации (ЭЦ) и предназначена для проектирования новых и реконструкции действующих ЭЦ. Она выполнена преимущественно на отечественной элементной базе, работает с традиционными напольными устройствами и кабельными сетями СЦБ; отличается невысокой стоимостью и представляет открытую для реконфигурации силами заказчика систему. Сейчас МПЦ-И 3-го поколения, выполненная на принципиально новой аппаратно-программной базе, эксплуатируется на четырех станциях, в том числе на ст.Асфальтная ЮжноУральской железной дороги. В текущем году будет сдано в эксплуатацию еще шесть станций, одна из них — ст.Нижнесергинская Свердловской железной дороги. Проектируется еще свыше десятка станций на магистральном и промышленном транспорте.
Внедрение комплекса этих систем позволит резко снизить расходы на эксплуатацию СЖАТ за счет их упрощения и миниатюризации, оснащения встроенными системами диагностики и удаленного мониторинга.


Создавая технологии и устройства для комплексной модернизации и усовершенствования систем СЦБ, мы постоянно совершенствуем собственный рабочий процесс. Важным достижением 2006 года в этом отношении для нас стало получение сертификата ИСО 9001:2000, подтверждающего внедрение на предприятии международной системы менеджмента качества.