Интеллектуализация систем безопасности движения поездов (журнал "Тренды. События. Рынки", № 67 (66) июль, 2012

Развитие микропроцессорной базы и информационных технологий дает возможности для расширения функций, увеличения глубины и объемов обработки информации в аппаратно-программных комплексах систем железнодорожной автоматики и телемеханики (ЖАТ). Использование этих возможностей, то есть интеллектуализация систем, не только является технической тенденцией, но и имеет экономическое значение.

В свете внедряемого сейчас на ОАО «РЖД» стандарта IRIS важнейшим критерием является отношение надежности, готовности, ремонтопригодности и безопасности к стоимости жизненного цикла — RAMS/LCC. Системы ЖАТ с развитыми интеллектуальными функциями обеспечивают улучшение этого критерия за счет:

  • интеграции телекоммуникационных и IT-систем;
  • создания самонастраивающихся и самообучающихся систем;
  • встроенных средств диагностики и удаленного мониторинга;
  • модульной архитектуры для различных применений;
  • системы поддержки принятия решений.

Одновременно система должна отвечать всем требованиям нормативной документации, прежде всего, в части безопасности, и при этом обладать приемлемой стоимостью жизненного цикла. Решить это непростое уравнение позволяет применение клиент-серверной архитектуры с выделением ядра безопасности системы и отдельным наращиванием сервисных функций.

Централизованное управление на станциях

Основной системой железнодорожной автоматики, объединяющей все прочие системы на участке дороги, является микропроцессорная централизация.

Современная МПЦ — это комплекс управления движением поездов с интеграцией смежных систем железнодорожной автоматики. Объединение этих систем в МПЦ на программном уровне — одна из технологий, позволяющих сократить стоимость жизненного цикла продукции за счет исключения параллельного функционирования на станциях нескольких аппаратно-программных комплексов.

Пример реализации данной технологии — разработанная НПЦ «Промэлектроника» микропроцессорная централизация МПЦ-И. Благодаря развитым коммуникационным возможностям и гибкой архитектуре в МПЦ-И можно интегрировать линейные пункты диспетчерской централизации, системы технической диагностики и мониторинга, полуавтоматической и автоматической блокировки, центры радиоблокировки и другие.

Программная интеграция обеспечивается за счет вычислительного комплекса, использующего клиент-серверную архитектуру. Благодаря этому создаются информационно-управляющие системы любой конфигурации и сложности, а также реализуется ряд функций верхнего уровня:

  • автоматическая установка маршрутов по введенному заранее графику движения;
  • автоматическая реакция системы на возникновение аварийных и сбойных ситуаций;
  • автоматический переход на резервный комплект по предотказными или отказным состояниям без прекращения движения поездов на станции;
  • создание единой интегрированной системы управления движением поездов на участке, включающем в себя станции, перегоны, сортировочные горки;
  • реализация мультистанционной МПЦ с удаленным управлением объектами по единому безопасному протоколу.

Безопасное движение на перегонах и переездах

Интеллектуальные возможности развиваются и у малофункциональных систем. Одна из них — успешно зарекомендовавшая себя система счета осей ЭССО, предназначенная для контроля свободности участка пути любой сложности и конфигурации на станциях и перегонах. Она работает при любом, вплоть до нулевого, сопротивлении изоляции балласта, в том числе на участках с металлическими шпалами и стяжками, на цельнометаллических мостах. Как и все системы НПЦ «Промэлектроника», ЭССО разработана с учетом отечественных условий эксплуатации (диапазон рабочих температур от — 60 до +85°С) и обеспечивает увязку со всеми действующими системами железнодорожной автоматики.

Востребовано применение ЭССО на стыке с информационными технологиями. Это, например, горочные системы контроля стрелочных секций и защиты от перевода стрелки под составом. Разработаны технические решения для измерения скорости и ускорения подвижного состава, создана система определения типов вагонов СОВА — эффективный механизм ведения вагонной модели, контроля приема-сдачи вагонов и защиты от краж.

Другая система — микропроцессорная полуавтоматическая блокировка МПБ — реализует все функции релейной полуавтоматической блокировки, дополнительно обеспечивая контроль прибытия поезда на станцию в полном составе. МПБ оснащена подсистемой диагностики и мониторинга, автоматического переключения на резервный канал связи при ухудшении параметров основного. Для передачи информации между станциями используется не только физическая двухпроводная линия, но и уплотненные волоконно-оптические и кабельные линии или радиоканалы.

На той же аппаратно-программной платформе создана  система автоматического управления переездной сигнализацией МАПС, позволяющая контролировать участки приближения к одно-, двух- и многопутным переездам, пешеходным дорожкам, а также управлять всеми используемыми типами переездных устройств заграждения и оповещения.

Ключевой момент для снижения стоимости жизненного цикла устройств СЦБ — переход к их обслуживанию по текущему состоянию. Это особенно актуально при эксплуатации систем в отдаленных районах с неразвитой сетью коммуникаций. Технология удаленного мониторинга объектов по радиоканалу реализована в системе СУМО. С ее помощью информация о работе устройств СЦБ передается по каналу GSM/GPRS на сотовый телефон электромеханика и АРМ поездного диспетчера, а также архивируется встроенными средствами.

Развитие инновационных технологий

Наиболее наукоемкой перспективной разработкой НПЦ «Промэлектроника», опирающейся на мировые тенденции развития железнодорожной отрасли, является комплексная система интервального регулирования движения поездов с использованием радиоканалаСИНТЕРА. Среди функциональных особенностей системы:

  • безопасное и точное определение скорости и местоположения локомотива;
  • автоматическое управление тормозами поезда в случае превышения допустимой скорости движения;
  •  управление движением поездов на перегоне при полном отсутствии светофоров;
  • управление поездной и маневровой работой на станциях;
  • недопущение проследования сигнала с запрещающим показанием на станции и другие.

Для решения задач диспетчеризации и контроля положения подвижного состава на подъездных путях промышленных предприятий разработана система диспетчерского управления парком локомотивов промышленного предприятия ДУПЛЕКС. Основные функциональные возможности системы:

  • предоставление диспетчеру промышленного предприятия достоверной и оперативной информации о местоположении, направлении и скорости движения тягового подвижного состава в режиме реального времени с ведением архива поездных ситуаций;
  • обеспечение безопасности движения при проведении маневровых работ на станциях и отображение оптимальных скоростных значений для машиниста;
  • возможность организации дистанционного автоматизированного управления тепловозом с носимого пульта;
  • регистрация и контроль уровня топлива, режима движения и пробега;
  • автоматическое формирование и передача данных о действиях машиниста за смену.

 Оригинальную версию материала можно посмотреть здесь.

We use cookies

By using the website, you agree to the policy statement regarding the processing of personal data for the purpose of collecting analytics

OK