Развитие систем ЖАТ в свете внедрения стандарта IRIS (журнал "Автоматика. Связь. Информатика", №12, 2012)

Внедрение производителями железнодорожной техники международного стандарта IRIS определяет пути развития систем автоматики и телемеханики. Важным его критерием является отношение надежности, готовности, ремонтопригодности и безопасности к стоимости жизненного цикла (RAMS/LCC). Улучшение этих параметров обеспечивается за счет:

  • интеграции телекоммуникационных и IT-систем, средств измерения, диагностики и удаленного мониторинга;
  • создания самонастраивающихся и самообучающихся систем с функциями поддержки принятия решений;
  • оптимизации технических и программных решений для участков с различной интенсивностью движения при использовании централизованной и распределенной архитектуры;
  • перехода к обслуживанию технических средств ЖАТ по текущему состоянию;
  • внедрения в процессы разработки, производства и проектирования апробированных в мире технологий улучшения показателей RAMS.

Для управления станционными устройствами и движением поездов на станции и прилегающих перегонах аппаратные и программные составляющие систем ЖАТ, связи, технической диагностики и информационных технологий интегрируются в единый комплекс. Основой такого комплекса является станционная система централизации, реализующая также традиционные функции линейного пункта диспетчерской централизации, а также измерения, диагностику и мониторинг. Объединение этих функций позволяет сократить стоимость жизненного цикла продукции за счет исключения параллельного функционирования на станциях нескольких программно-аппаратных комплексов.

Такая технология реализована в микропроцессорной централизации стрелок и сигналов МПЦ-И. В ней программная интеграция обеспечивается вычислительным комплексом, использующим клиент-серверную архитектуру. Для снижения трудоемкости и стоимости внедрения, а также в целях повышения безопасности разработана система автоматизированного проектирования САПР, генерирующая программные модули вычислительного комплекса МПЦ-И для конкретного объекта.

При модульном построении современных систем безопасности и открытой архитектуре применяются унифицированные протоколы обмена информацией, осуществляющие стыковку аппаратно-программных компонентов различных производителей. Благодаря таким протоколам не нужно разрабатывать технические решения по увязке, что в свою очередь снижает стоимость жизненного цикла продукта.

Развитие системы счета осей ЭССО также связано с оптимизацией соотношения RAMS/LCC. Стыковка системы с информационно-управляющими комплексами обеспечивается открытым протоколом обмена информацией MODBUS RTU. На базе ЭССО разработаны технические решения для измерения скорости и ускорения подвижного состава, а также создана система определения типов и контроля передвижения вагонов и локомотивов СОВА для ведения вагонной модели, контроля приема-сдачи вагонов и защиты от краж.

В целях обеспечения рентабельности эксплуатации систем СЦБ на малодеятельных участках необходимо снижать стоимость их обслуживания. Существующие перегонные системы имеют неудовлетворительные характеристики RAMS/LCC и требуют замены на автоблокировку при увеличении интенсивности движения. Будущее – за микропроцессорными системами, такими, например, как микропроцессорная полуавтоматическая блокировка МПБ, которая оснащена подсистемами диагностики и мониторинга, а также автоматического переключения на резервный канал связи при ухудшении параметров основного. Для увеличения пропускной способности перегона устанавливается автоматический блок-пост, который транслирует блок-сигналы и управляет проходными светофорами. Выполнен блок-пост также на контроллере МПБ. Для передачи информации между станциями используется воздушные, кабельные, волоконно-оптические линии связи или радиоканалы.

На той же аппаратно-программной платформе реализована микропроцессорная система автоматического управления переездной сигнализацией МАПС. Она контролирует участки приближения к переездам и пешеходным дорожкам и управляет всеми типами переездных устройств заграждения и оповещения. Переездной блок МАПС по каналам тональной частоты или радиоканалу передает на ближайшую станцию контрольную и диагностическую информацию о своем состоянии, а также о работе и отказах счетных пунктов, занятии или свободности контролируемых участков пути.

Стоимость жизненного цикла устройств СЦБ можно снизить при переходе к их обслуживанию по текущему состоянию. Для этого необходим удаленный мониторинг объектов, в том числе с помощью радиоканала. Такая технология реализована в системе СУМО. Информация о работе устройств СЦБ архивируется встроенными средствами и передается по каналу GSM/GPRS на сотовый телефон электромеханика и АРМ поездного диспетчера.

Наиболее перспективной разработкой НПЦ «Промэлектроника», опирающейся на мировые тенденции развитии железнодорожной отрасли, является комплексная система интервального регулирования движения поездов с использованием радиоканала СИНТЕРА. Система предназначена для применения на участках с любой интенсивностью движения при скоростях до 400 км/ч. С ее помощью организуют движение поездов на перегонах, в том числе без светофоров, по виртуальным блок-участкам, а также поездную и маневровую работу на станциях. Система автоматически управляет тормозами поезда в случае превышения допустимой скорости движения, рассчитывает кривую торможения и останавливает локомотив в заданной точке. СИНТЕРА не допускает проследование сигнала с запрещающим показанием на станции, контролирует целостность поезда и определяет координату хвоста поезда.

Ее работу обеспечивают:

  • высокоскоростной цифровой радиоканал на базе технологий GSM-R, Wi-Fi, Wi-Max, CDMA и др.;
  • точечный канал связи с локомотивом ТКС-Л;
  • центр радиоблокировки, который собирает информацию о местоположении локомотивов и формирует для них данные в зависимости от текущей поездной обстановки на участке, включая станции;
  • локомотивная управляющая подсистема, определяющая местоположение и скорость движения локомотива с помощью адаптивного алгоритма на основе данных от точечного канала связи с локомотивом, датчика пути и скорости, допплеровского радара и приемника спутниковой навигации. Эта информация передается по цифровому радиоканалу в центр радиоблокировки. Данные о текущей и допустимой скорости движения отображаются на экране пульта машиниста, в случае превышения значения текущей скорости происходит автоматическое управление тормозами поезда.

Поддержание высокого уровня технологий невозможно без сотрудничества с мировыми лидерами отрасли. Для информационной прозрачности на нашем предприятии внедрена интеллектуальная система поддержки жизненного цикла продукции, охватывающая разработку, проектирование, производство и эксплуатацию. Еще одна технология, которая будет необходима в ближайшем будущем – система интерактивного поиска и устранения неисправностей. Благодаря ей электромеханик, зайдя на сайт нашего предприятия, в любое время суток получит помощь в решении проблем эксплуатации.

Кроме того, НПЦ «Промэлектроника» постоянно развивает и модернизирует технологию производства. За последние два года введены в эксплуатацию линия поверхностного монтажа печатных плат, автоматизированный участок для нанесения влагозащитных покрытий и промывки печатных плат, установки селективной пайки. Все это позволяет минимизировать влияние человеческого фактора, повысить производительность труда и снизить себестоимость продукции. Такой подход, в свою очередь, дополнительно улучшает параметры RAMS/LCC.
 

Оригинальную версию материала можно посмотреть здесь.

We use cookies

By using the website, you agree to the policy statement regarding the processing of personal data for the purpose of collecting analytics

OK