Современные отечественные системы ЖАТ ( журнал "Автоматика. Связь. Информатика", № 12 (2014)

Развитие отечественных систем ЖАТ на современном этапе определяется технико-политическим и технико-экономическим факторами. Технико-политический фактор предполагает необходимость ориентации на отечественный научно-технический и производственный потенциал в целях защиты национальных интересов в железнодорожной отрасли, технико-экономический фактор – потребность в росте финансовых показателей эффективности работы.

Благодаря развитию микропроцессорной базы и информационных технологий  можно расширять функции аппаратно-программных комплексов железнодорожной автоматики, увеличивать глубину и объем обработки информации. Это повысит эффективность работы смежных хозяйств, улучшит соотношение надёжности, готовности, ремонтопригодности технических средств, их безопасности и стоимости жизненного цикла (RAMS/LCC).

Улучшение этого критерия обеспечивается за счёт следующих составляющих: интеграции телекоммуникационных и IT-систем; создания самонастраивающихся и самообучающихся систем; встроенных средств диагностики и удаленного мониторинга, позволяющих передавать данные  обслуживающему персоналу в режиме он-лайн; модульной архитектуры программно-вычислительных комплексов; перехода к обслуживанию технических средств ЖАТ по текущему состоянию; внедрения в процессы разработки, производства и проектирования апробированных в мире технологий улучшения показателей RAMS.

Одновременно системы должны отвечать всем требованиям нормативной документации, прежде всего, в части безопасности.

Ориентируясь на указанные факторы и критерии, научно-производственный центр «Промэлектроника» предлагает широкий спектр современных микропроцессорных систем железнодорожной автоматики для оборудования участков на станциях, перегонах и переездах. Благодаря уникальным технологиям эти системы обеспечивают высокий уровень безопасности движения поездов в самых разных условиях эксплуатации, на участках с любой интенсивностью движения.

Микропроцессорная централизация стрелок и сигналов МПЦ-И является базовой системой, объединяющей все остальные технические средства на участке дороги. В ней реализована оптимизация соотношения показателей надежности, готовности, ремонтопригодности, безопасности и стоимости жизненного цикла (RAMS/LCC). Для учета и систематизации параметров RAMS создана конфигурационная база по всем объектам внедрения. Реальные параметры RAMS системы превышают нормативные, в частности, интенсивность отказов снижена в 11 раз.

Для управления отношением RAMS/LCC используется ряд инструментов, например, технические решения с различной глубиной резервирования, интеграция смежных систем, увеличение гарантийного срока, создание региональной инфраструктуры обучения на всей сети ОАО «РЖД», мониторинг работы МПЦ-И и пожизненное авторское сопровождение. Дополнительный вклад в снижение стоимости жизненного цикла МПЦ-И и уменьшение рисков безопасности вносит автоматизация проектирования с помощью разработанной и применяемой нами САПР. САПР генерирует программные модули вычислительного комплекса МПЦ-И для конкретного объекта.

В прошлом году в постоянную эксплуатацию введена МПЦ-И со 100 %-ным резервированием аппаратной части и полная комплектация системы электропитания СГП-МС совместно со щитом выключения и защиты питания ЩВЗП. Контроллеры дистанционного измерения напряжения и сопротивления изоляции КИД-Н и КИД-И сертифицированы и внесены в Госреестр средств измерений.

Для увеличения глубины диагностики и повышения эффективности работы оперативного и обслуживающего персонала расширена индикация на АРМ дежурного по станции и АРМ электромеханика, разработан контроллер системы гарантированного питания КСГП. Реализованы технические решения для удалённого управления группой станций с одной опорной.

Среди новейших разработок НПЦ «Промэлектроника» – система контроля участков пути методом счета осей ЭССО-М, унифицированный датчик колеса «КОЛДУН», безрелейная автоматическая переездная сигнализация МАПС-М, микропроцессорная автоблокировка АБТЦ-И.

Система контроля участков пути методом счета осей ЭССО-М представляет собой новое поколение систем счета осей. Она включена в опытную эксплуатацию на станции Асфальтная Южно-Уральской дороги.

ЭССО-М контролирует свободность/занятость участков пути и служит альтернативой рельсовым цепям. Система применяется на станционных и перегонных участках пути железнодорожного транспорта общего и необщего пользования, а также линиях метрополитена и скоростного трамвая. ЭССО-М интегрируется в любые существующие системы СЦБ как при новом строительстве, так и при модернизации и капитальном ремонте и контролирует участки любой протяженности и конфигурации. В системе отображается на ЖК-панели с интуитивно понятным интерфейсом расширенная технологическая и диагностическая информация, например, количество осей, проследовавших через каждый счетный пункт. При этом учитывается направление движения, а также фиксируются предотказные состояния каналов связи со счетными пунктами.

Увязка ЭССО-М с системами верхнего уровня осуществляется по современным цифровым каналам. Для увязки с микропроцессорными системами используется цифровой последовательный интерфейс, с релейными системами – встроенный безопасный интерфейс типа «сухой контакт», не требующий внешних реле. Последовательный интерфейс адаптируется в соответствии с требованиями заказчика.

При внедрении системы ЭССО-М стоимость оборудования участков пути ниже, чем у традиционных рельсовых цепей, так как исключается их дорогостоящая медьсодержащая аппаратура. Кроме того, сокращаются эксплуатационные расходы, в том числе за счет отказа от внешних реле, требующих периодического обслуживания в контрольно-измерительных пунктах. Система может работать при любом сопротивлении балласта, вплоть до нулевого. Эксплуатационная готовность ЭССО-М повышается за счет диагностики предотказных состояний.

Разработанный центром унифицированный датчик колеса ДКУ «КОЛДУН» используется в информационно-логистических системах, связанных с движением поездов магистрального и промышленного железнодорожного транспорта. Датчик является первичным источником информации для этих систем.

Он применяется в составе информационно-логистических систем различного назначения в качестве регистрирующего элемента, в системе контроля участков пути методом счета осей ЭССО-М – в качестве напольного оборудования. В ДКУ «КОЛДУН» предусмотрена возможность конфигурации программного обеспечения в соответствии с требованиями заказчика.

ДКУ «КОЛДУН» определяет факт прохода поезда,  направление и скорость движения колеса; ведет счет количества осей с учетом направления движения; передает информацию о наличии колеса в зоне датчика; осуществляет непрерывный самоконтроль исправности и положения относительно рельса; передает полученную информацию системе верхнего уровня по линии связи.

ДКУ «КОЛДУН» самостоятельно обрабатывает всю поступающую информацию, в результате снижается нагрузка на систему верхнего уровня. К информационно-логистическим системам датчик подключается напрямую без промежуточного постового оборудования по стандартному интерфейсу RS 485. ДКУ «КОЛДУН» устойчив к воздействию спецтехники (снегоуборочных машин, рельсосмазывателей, модерон и др.).

Безрелейная автоматическая переездная сигнализация МАПС-М – первая отечественная переездная сигнализация без реле. Система введена в постоянную эксплуатацию на переезде перегона Шаля – Сарга Свердловской дороги.

МАПС-М применяется на железнодорожных переездах без дежурного работника, расположенных на однопутных или двухпутных перегонах и оборудованных любыми системами интервального регулирования движения поездов. Система автоматически управляет оптическими и акустическими устройствами переездной сигнализации с целью обеспечения безопасности движения поездов и автомобильного транспорта в местах пересечения.

Участки пути в зоне действия МАПС-М контролируются методом счета осей с помощью встроенной аппаратуры системы автоматического управления переездной сигнализацией. Оборудование МАПС-М располагается в транспортабельном модуле в непосредственной близости от железнодорожного переезда. Модуль обеспечивает климатические требования к условиям эксплуатации системы, а также улучшает условия труда обслуживающего персонала. При поставке на объект МАПС-М имеет высокую степень заводской готовности и требует минимум монтажных работ при строительстве.

В системе отсутствует релейная аппаратура, требующая плановое периодическое обслуживание в контрольно-измерительных пунктах. Имеется высокая степень защиты от грозовых и коммутационных перенапряжений. Предоставляется расширенная диагностическая информация и ведется архив полученных данных, что позволяет выявлять предотказные состояния и ощутимо сокращает время на поиск и устранение неполадок.

Вся технологическая информация о функционировании системы МАПС-М наглядно отображается на сенсорной ЖК-панели со встроенным интерфейсом.

Отсутствие в составе оборудования МАПС-М рельсовых цепей и релейной аппаратуры существенно снижает расходы на эксплуатацию и плановое обслуживание системы.

Для обеспечения информационной прозрачности в соответствии с международными стандартами в НПЦ «Промэлектроника» внедрена интеллектуальная система поддержки жизненного цикла продукции, охватывающая разработку, проектирование, производство и эксплуатацию созданных систем.

 Развитая филиальная сеть НПЦ «Промэлектроника» – еще одна важная составляющая всеобъемлющего сервиса для заказчиков. Она позволяет решать вопросы, возникающие в процессе эксплуатации, и выполнять сервисные работы максимально оперативно. Круглосуточно работает диспетчерская служба технической поддержки.

При внедрении комплексных решений НПЦ «Промэлектроника» уделяет большое внимание качественной и своевременной подготовке эксплуатационного персонала к обслуживанию систем. Помимо обязательного обучения на местах, проводятся ежегодные курсы повышения квалификации для работников хозяйства автоматики и телемеханики.

Сегодня лабораторными стендами по изучению работы систем МПЦ-И и ЭССО оборудовано несколько учебных центров в России и за рубежом – на магистральных железных дорогах, университетах путей сообщения, промышленных предприятиях.

Качество по мировым стандартам

Описанные технологии и принципы организации жизненного цикла устройств ЖАТ позволяют нам создавать системы, не уступающие по техническим характеристикам зарубежным образцам и превосходящие их по финансовым показателям.

С 2006 г. работа НПЦ «Промэлектроника» ведется в соответствии с международной системой менеджмента качества на основе ISO 9001. В 2012 г. компания получила сертификат соответствия наивысшему уровню полноты безопасности SIL4 европейского cтандарта СENELEC на систему контроля участков пути методом счета осей ЭССО, в этом году – на микропроцессорную централизацию стрелок и сигналов МПЦ-И. НПЦ «Промэлектроника» – первая российская компания в отрасли, у которой есть сертификат SIL4. В начале этого года наш центр успешно прошел сертификационный аудит на соответствие международному стандарту железнодорожной промышленности IRIS (International Railway Industry Standard).

В разработку внедрены стандарты EN 50126 (спецификация и доказательство RAMS для использования на железных дорогах), ЕN 50128 (программное обеспечение для железнодорожных систем управления и защиты), ЕN 50129 (связь, СЦБ и системы обработки на железных дорогах). В соответствии с методологией УРРАН создана методика определения стоимости жизненного цикла продукции.

Для улучшения качества продукции организован испытательный центр, аккредитованный на проведение испытаний на помехоустойчивость, механическую стойкость, климатику, электробезопасность и функциональную безопасность. 

Оригинальную версию материала можно посмотреть здесь