Современная централизация для промышленного транспорта. Выбор оптимальных решений (журнал "Промышленный траспорт XXI век", №2, 2013)

Последнее время все чаще возникают вопросы обеспечения безопасности железнодорожных перевозок, оптимизации работы хозяйства автоматики и телемеханики, необходимости перехода к новой технологии управления движением поездов. Многие промышленные предприятия ощущают потребность в качественно новых системах СЦБ, безопасных и надежных, способных повысить эффективность поездной работы.

Базовой системой, объединяющей все остальные устройства железнодорожной автоматики на предприятии, является микропроцессорная централизация. Замена релейной электрической централизации на микропроцессорную приносит новые возможности и улучшает качество станционной работы.

Микропроцессорная централизация стрелок и сигналов МПЦ-И, разработанная научно-производственным центром «Промэлектроника», обеспечивает надежную поездную работу на станциях, что непосредственно влияет на повышение безопасности движения поездов.
МПЦ-И является отечественной разработкой, которая сочетается с традиционными напольными устройствами и кабельными сетями СЦБ. Она полностью сертифицирована и рекомендована к тиражированию на ОАО «РЖД». При этом МПЦ-И является одной из наиболее компактных и энергетически эффективных централизаций.

Среди других преимуществ МПЦ-И – автоматическое протоколирование, архивирование и систематизация данных о работе системы и действиях эксплуатационного персонала, возможность включения в АСУТП предприятия. Встроенные диагностические функции, увязка с системами диагностики и контроля, а также удаленный мониторинг состояния устройств позволяют значительно упростить технологию обслуживания МПЦ-И.

Для снижения трудоемкости и стоимости внедрения, а также в целях повышения безопасности разработана система автоматизированного проектирования САПР, позволяющая оперативно вносить коррективы в программное обеспечение МПЦ-И при изменении путевого развития на станции.
Работу функциональных компонентов МПЦ-И обеспечивает вычислительный комплекс, использующий клиент-серверную архитектуру. Благодаря этому на базе МПЦ-И можно проектировать информационно-логистические системы любой конфигурации вплоть до сложной иерархии с удаленным доступом и организацией единых диспетчерских пунктов.


Микропроцессорная централизация для малых станций

Микропроцессорная централизация МПЦ-И построена по многоуровневой, масштабируемой схеме, когда число элементов каждого уровня может изменяться в зависимости от потребностей заказчика. Это позволяет применять систему в огромном разнообразии проектов предприятий промышленного транспорта, не утяжеляя ее стоимость и одновременно не снижая комплексных требований безопасности.

Одним из примеров применения системы на станциях с небольшим количеством стрелок является внедрение МПЦ-И на ряде станций ОАО «Апатит» , начавшееся еще в 2002 году.
Серьезная реконструкция железной дороги на комбинате была обусловлена развитием рудно-сырьевой базы и перераспределением грузопотоков. Новые объемы добычи руды повлекли за собой увеличение объемов перевозок. Железнодорожному цеху предприятия потребовались принципиально новые системы СЦБ, безопасные и надежные, способные обеспечить необходимую эффективность поездной работы. Внедрение МПЦ-И позволило сократить время на простои поездов, а также сделать работу дежурных и электромехаников более комфортной и оперативной.
Сегодня сотрудничество НПЦ «Промэлектроника» с ОАО «Апатит» продолжается. Впереди пуск новых станций, оборудованных микропроцессорной централизацией МПЦ-И.


Централизованное управление крупными станциями

НПЦ «Промэлектроника» также разработаны технические решения каскадированного варианта МПЦ-И для управления крупными станциями с неограниченным количеством стрелок и сигналов.
Примером реализации данной технологии служит масштабный проект по внедрению МПЦ-И на станции Заводская-Сортировочная Первоуральского новотрубного завода. Этот объект стал одним из крупнейших, переведенных на микропроцессорное управление с помощью системы, разработанной НПЦ «Промэлектроника».

Руководство службы СЦБ предприятия приняло решение о замене релейной централизации на современную, так как увеличившийся объем перевозок потребовал более эффективного и оперативного управления при сохранении высокого уровня безопасности движения. Необходимость модернизации станции также была продиктована открытием нового цеха с созданием отдельного железнодорожного парка.

Микропроцессорная централизация МПЦ-И оптимально подошла для выполнения всех поставленных задач. Кроме того, благодаря своей компактности и малым габаритам система идеально вписалась в небольшое помещение, отведенное для ее установки.


Удаленное управление с одного поста

Еще одним вариантом создания единой системы управления движением поездов на предприятии является использование решений по удаленному управлению станциями МПЦ-И. Впервые на промышленном транспорте России данная технология была применена в 2007 году на станционном комплексе Слябовая-Скрапная Западно-Сибирского металлургического комбината .

В прошлом году удаленное управление с одного поста одновременно несколькими станциями было успешно реализовано в рамках первого этапа масштабной модернизации хозяйства СЦБ Норильской железной дороги (ОАО «Норильский никель» ), где сразу четыре станции были переведены на микропроцессорное управление.

Сейчас дежурная опорной станции Кайеркан управляет станционной работой постов Каларгон, Разрез и Алыкель и видит всю поездную ситуацию на своем участке. Введение этой функции позволило оптимизировать работу обслуживающего персонала, а также решить проблему территориальной разобщенности станций и вопрос с доставкой дежурных на удаленные объекты, что стало особенно актуальным в условиях полярной зимы.

Технология управления группой малых станций с одной опорной позволила не только снизить единовременные капиталовложения при строительстве, но и существенно уменьшить эксплуатационные расходы за счет сокращения дежурных по станциям.
Проект по модернизации Норильской железной дороги можно по праву назвать уникальным. В комплексе с МПЦ-И сданы в эксплуатацию система контроля участков пути методом счета осей ЭССО, система автоматического управления переездной сигнализацией МАПС и микропроцессорная полуавтоматическая блокировка МПБ.

Внедрение микропроцессорных систем стало необходимым и закономерным этапом модернизации железнодорожного хозяйства дороги – прежние электромеханические устройства морально и физически устарели. Безопасность перевозочного процесса практически полностью зависела от человеческого фактора, а суровые климатические условия усугубляли сложность ручного труда по обслуживанию таких систем и устройств.

Современная автоматика, обеспечивая высокий уровень надежности и безопасности, обладает расширенной функциональностью, позволяет организовать комфортные рабочие места эксплуатационному персоналу и осуществить переход к обслуживанию систем по текущему состоянию.


Реализация комплексного подхода


Осуществляя производство и поставку оборудования, НПЦ «Промэлектроника» также выполняет полный комплекс работ по внедрению и эксплуатации своих разработок – от проектирования и пусконаладки до утилизации, включая сервисное обслуживание, пожизненное авторское сопровождение и модернизацию систем. Таким образом, сосредотачивая в своих руках разработку, производство и поставку под ключ, компания гарантирует заказчику своевременное и качественное сопровождение систем на каждом этапе жизненного цикла.

По окончании пусконаладочных работ специалисты НПЦ «Промэлектроника» проводят комплексное обучение на местах, во время которого эксплуатационный персонал знакомится с принципом работы новых устройств и их дальнейшим обслуживанием.

Развитая филиальная сеть НПЦ «Промэлектроника» – еще одна важная составляющая всеобъемлющего сервиса для заказчиков. Это позволяет решать вопросы, возникающие в процессе эксплуатации, и выполнять сервисные работы максимально оперативно. Кроме того, круглосуточно работает диспетчерская служба бесплатной технической поддержки всего оборудования.

Оригинальную версию материала можно посмотреть здесь.