Комплекс систем для обеспечения безопасности движения (журнал "Автоматика. Связь. Информатика", № 12 (2016)

Научно-производственный центр «Промэлектроника» почти четверть века разрабатывает микропроцессорные системы автоматики и телемеханики для магистрального железнодорожного транспорта, метрополитена и подъездных путей промышленных предприятий. Специалисты центра выполняют весь комплекс работ по созданию, внедрению и эксплуатации своих систем вплоть до утилизации, включая проектно-изыскательные, производственные, строительно-монтажные и пусконаладочные работы, сервисное обслуживание, пожизненное авторское сопровождение и модернизацию. Компания гарантирует заказчику поддержку каждого этапа жизненного цикла продукции. Ключевые принципы деятельности компании – гибкость и комплексный учет потребностей заказчиков. Мы разрабатываем, производим и поставляем не просто системы, а решаем комплексные задачи, стоящие перед инфраструктурой железнодорожного транспорта. Центр имеет сертификаты IRIS, ISO 9000, ISO 14000. Он трижды становился лауреатом конкурса ОАО «РЖД» на лучшее качество подвижного состава и сложных технических систем.

В состав центра входят несколько научно-исследовательских лабораторий, конструкторское бюро, производственные цехи. Для эксплуатационных испытаний имеются полигоны, а для испытаний на электромагнитную совместимость и устойчивость к механическим и климатическим воздействиям – лаборатории. Развитая филиальная сеть центра позволяет решать вопросы, возникающие в процессе эксплуатации систем, и максимально оперативно выполнять сервисные работы. Для оказания консультативной помощи эксплуатационному персоналу круглосуточно работает служба технической поддержки.

Компания уделяет большое внимание технологическому обеспечению – для всех поставляемых систем есть необходимая техническая документация, учебно-методические материалы и оборудование. Системы имеют сертификаты соответствия и рекомендованы к тиражированию на российских железных дорогах. Три разработки сертифицированы по требованиям CENELEC уровня SIL 4. В настоящее время география внедрения систем охватывает 15 стран.

Наши специалисты создали следующую линейку систем и технических средств.

Микропроцессорная централизация стрелок и сигналов МПЦ-И централизованно управляет типовыми напольными объектами на станциях любой классности с поездной и маневровой работой. Станции могут располагаться на путях общего и необщего пользования, в шахте или метрополитене. Для работы систем могут быть использованы действующие кабельные сети СЦБ.

Благодаря применению современных сетей передачи данных, развитым коммуникационным возможностям и гибкой архитектуре МПЦ-И можно интегрировать с линейными пунктами диспетчерской централизации, системами удаленного мониторинга, полуавтоматической и автоматической блокировкой и другими смежными системами железнодорожной автоматики.

Среди основных функциональных возможностей МПЦ-И – автоматическое протоколирование, архивирование и систематизация данных о работе системы и действиях дежурного по станции, удаленный мониторинг технических средств системы и поездной ситуации на станции. МПЦ позволяет объединять несколько станций в единую зону управления с одного поста, а также создавать несколько зон управления на одной станции.

МПЦ-И – первая на сети дорог микропроцессорная централизация полностью отечественной разработки, выполненная на базе отечественных контроллеров и программного обеспечения. Программное обеспечение МПЦ-И имеет сертификат соответствия качеству по системе сертификации средств защиты информации, выданный ФСТЭК России. МПЦ-И – открытая для реконфигурации система, в том числе силами заказчика.

Для маршрутизированных передвижений на крупных станциях применяется техническое решение «Каскадированный управляющий контроллер централизации» (УКЦ). Контроль и управление объектами распределяются между несколькими УКЦ следующим образом: первый УКЦ обеспечивает управление не более чем 35 стрелками, второй и последующие – 45 стрелками каждый. При этом осуществляется увязка с действующей полуавтоматической и автоматической блокировкой, диспетчерской централизацией, диспетчерским контролем, с системами технической диагностики и мониторинга и др.

Для станций, расположенных на участках с интенсивным движением, можно применять резервируемый УКЦ, построенный по архитектуре «2 из 2 + 2 из 2». Резервирование локальной вычислительной сети и сетевого оборудования существенно повышает отказоустойчивость МПЦ-И. Сетевое оборудование, расположенное в телекоммуникационном шкафу ШТК, обеспечивает работу всех автоматизированных рабочих мест на станции.

На базе технологии МПЦ-И разработана система диспетчерского контроля ДК-И, предназначенная для удаленного контроля состояния устройств СЦБ на станциях. Объектами контроля могут быть рельсовые цепи, участки, оборудованные датчиками счета осей, стрелки, светофоры и другие устройства, имеющие первоначальный контроль состояния на станции.

ДК-И позволяет с помощью WEB-интерфейса отслеживать состояние участков, включающих несколько станций, и отображать информацию на мониторах типовых АРМов, находящихся в сети.

Микропроцессорная система контроля свободности участков железнодорожного пути методом счета осей ЭССО предназначена для контроля свободности участка пути любой сложности и конфигурации на станциях и перегонах. ЭССО функционирует при любом сопротивлении изоляции балласта вплоть до нулевого на участках с металлическими шпалами и стяжками и на цельнометаллических мостах. Система контролирует свободность перегонов и блок-участков на перегоне, оборудованном автоматической блокировкой, а также участков приближения к переездам, стрелочных секций и приемоотправочных путей на станциях, стрелочных и бесстрелочных участков в системах горочных автоматических централизаций.

На основе накопленного за годы эксплуатации опыта создана модернизированная система ЭССО-М. На ее жидкокристаллической панели, имеющей интуитивно понятный интерфейс, отображается расширенная технологическая и диагностическая информация, например количество осей подвижного состава, проследовавших через каждый счетный пункт, с учетом направления движения; параметры, характеризующие предотказные состояния каналов связи со счетными пунктами.

ЭССО-М увязывается с системами верхнего уровня по цифровым каналам. Для микропроцессорных систем используются интерфейсы RS-485 и Ethernet, для релейных – встроенный безопасный интерфейс типа «сухой контакт». При этом интерфейсы возможно адаптировать под требования заказчика.

Системы ЭССО и ЭССО-М разработаны с учетом различных условий эксплуатации. Они могут работать при температуре от –60 до +70 °С.

Согласно новым техническим решениям ЭССО-М контролирует свободность пути, проследование хвоста поезда на пешеходных переходах со звуковой и световой сигнализацией, повышает надежность замыкания стрелочных секций с защитными устройствами, имеющими функцию автовозврата. ЭССО-М позволяет обеспечить безопасное движение на пешеходных переходах, защитить от преждевременного размыкания стрелочных путевых участков, которое может привести к переводу стрелки под составом. С помощью применения аппаратуры ЭССО-М можно повысить надежность схемы маршрутного размыкания. Благодаря этим функциям повышается безопасность движения.

Устройство контроля скорости УКС построено на основе технологии счета осей. Оно предназначено для определения факта превышения допустимой скорости подвижным составом, выявления поездов с неисправными тормозами, следующих по контрольному участку с превышением разрешенной скорости. Использование технологии счета осей в информационно-логистических системах дает возможность контролировать механизм автосцепки, взвешивать вагоны и распознавать их типы, а также оповещать эксплуатационный персонал о вступлении поезда в зону проведения работ, измерять скорость движения состава, контролировать нагрев букс вагонов и др.

Микропроцессорная полуавтоматическая блокировка МПБ состоит из двух одинаковых полукомплектов, размещаемых на прилегающих к перегону станциях. МПБ реализует все функции релейной полуавтоматической блокировки и контролирует прибытие поезда на станцию в полном составе. Кроме того, она осуществляет передачу информации между станциями как по физической цепи, так и по проводному, цифровому или радиоканалу. При необходимости увеличения пропускной способности перегона устанавливается автоматический блок-пост АБП, выполненный на базе такого же полукомплекта МПБ.

В безрелейной автоматической переездной сигнализации МАПС-М полностью отсутствует релейная аппаратура, которую требуется обслуживать в контрольно-измерительных пунктах. МАПС-М применяется на неохраняемых железнодорожных переездах, расположенных на однопутных или двухпутных перегонах, оборудованных любыми системами интервального регулирования движения поездов.

Система выполняет функции автоматического управления оптическими и акустическими устройствами переездной сигнализации с целью обеспечения безопасности движения поездов и автомобильного транспорта в местах их пересечения.

МАПС-М имеет высокую степень защиты от импульсных перенапряжений. Благодаря предоставлению системой расширенной диагностической информации сокращается время поиска и устранения неполадок устройств на переезде.

Микропроцессорная автоблокировка с централизованным размещением аппаратуры и тональными рельсовыми цепями АБТЦ-И действует на перегонах протяженностью до 30 км, оборудованных рельсовыми цепями (до 240 РЦ). На перегоне можно контролировать 60 переездов. Система обеспечивает управление, контроль и безопасность движения поездов на участках железнодорожных линий с любым видом тяги при различной интенсивности движения поездов. 

Оригинальную версию материала можно посмотреть здесь.